Например, были массово применены ранцевые огнеметы.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении огнеметных подразделений Красной Армии состояли ранцевые огнеметы РОКС-2. Расшифровывалось название как "Ранцевый огнемет Клюева-Сергеева". Он позволял с одной зарядки сделать 6-8 огнеметных выстрелов на дальность 30-35 метров. Но в ходе войны огнеметы были усовершенствованы. Новый образец РОКС-3 имел меньшую массу, более удобную форму резервуара (прилегающую к спине), улучшенную систему зажигания огнесмеси, а дальность выстрелов увеличилась до 40-42 метров.
В мае-июне 1942 года были сформированы отдельные роты ранцевых минометов. В каждой роте насчитывалось по 120 огнеметов. Обычно они придавались стрелковым дивизиям. Так, 39-й гвардейской стрелковой дивизии, что вели бои на территории завода "Красный Октябрь" осенью и зимой 1942-1943 годов, была придана 171-я отдельная рота ранцевых огнеметов под командованием старшего лейтенанта Билевича. Огнеметчики поддерживали подразделения 112-го и 117-го гвардейских стрелковых полков.
Заметим, что Сталинград был первым крупным городом за годы не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, на улицах которого развернулись крупномасштабные бои. Тем более бои за такое крупное промышленное предприятие, как завод "Красный Октябрь".
Огнеметчики (по 3-5 человек) входили в состав специальных штурмовых групп, имевших задачу активными действиями - преимущественно в ночное время - изматывать и уничтожать противника в заводских зданиях. В каждом из них фашисты устроили доты. В силу сложившейся обстановки их невозможно было подавить - приходилось брать штурмом. Огнеметчики первыми подползали к огневым точкам немцев и производили огнеметание по амбразурам. После этого огневые точки забрасывались ручными гранатами и занимались нашими стрелковыми подразделениями.
Так в нашей армии появились первые штурмовые группы. На основе именно сталинградского опыта позже были сформированы сначала штурмовые батальоны, а затем и штурмовые инженерно-саперные бригады. Опыт сталинградских штурмовых групп используется при подготовке спецподразделений до сих пор.
Считается, что армейская профессия огнеметчика была исключительно опасной. Под огнем, по развалинам, на несколько десятков метров надо было подобраться к амбразуре вражеского пулемета с резервуаром за спиной весом 20 кг и сделать огневой выстрел. Говорят, что было неписанное правило в армиях всех стран-участников Второй мировой войны: снайперов и огнеметчиков расстреливали на месте. К тому же попадание трассирующей или зажигательной пули в резервуар могло привести к гибели огнеметчика. Понимая какую угрозу несут огнеметчики, солдаты противника вели за ним настоящую охоту, цена которой была жизнь.
Только с 4-го по 26 ноября советские огнеметчики уничтожили примерно 25 огневых точек противника, чем помогли частям дивизии закрепить за собой пять объектов "ЗКО". Огнеметчики принимали участие в контратаках совместно со стрелковыми подразделениями.
Успешные и эффективные боевые действия 170, 171 и 172-й отдельных рот ранцевых огнеметов, воевавших в составе войск 62-й армии, были отмечены специальным приказом командующего армией генерал-майора Василия Чуйкова. В приказе говорилось:
"За период боев по уничтожению немецко-фашистских частей в заводской части города личный состав огнеметных рот проявил мужество и отвагу, с честью выполнив возложенные на него задачи. Своими активными действиями роты умело обеспечивали успех пехоте, а при блокировке и уничтожении дзотов нередко играли решающую роль. Военный совет 62-й армии выражал уверенность, что огнеметные роты и впредь будут успешно воевать за нашу Советскую Родину".
После Сталинградской битвы эти три роты, в которых к завершению боев осталось 195 человек - примерно половина от штатной численности, были расформированы. О командире 171-й роты, старшем лейтенанте Билевиче, никаких сведений нам не удалось разыскать. А вот о Василии Михайловиче Дворцове известно следующее: он стал гвардии подполковником, а 12 мая 1943 года ему была вручена медаль "За оборону Сталинграда".
Фото автор, great-victory.ru