По каким правилам работает 03?

  • По каким правилам работает 03?
  • По каким правилам работает 03?
Заветный номер 03 по телефону набирал каждый из нас хотя бы раз в жизни и с нетерпением ждал приезда «скорой»

Но на какую именно медицинскую помощь при этом можно рассчитывать? Об этом мы поговорили с главным внештатным специалистом областного комитета здравоохранения по скорой медицинской помощи Василием Даниловым.

Считанные минуты

– Василий Александрович, какую информацию надо сообщать диспетчеру, вызывая «скорую»?

– Все хотят, чтобы «скорая» выехала немедленно, а уточняющие вопросы «куда и что случилось?» порой вызывают недоумение и даже возмущение – теряется же драгоценное время. Между тем оформление вызова по алгоритму занимает времени меньше минуты, а грамотный вызов поможет существенно сократить время прибытия бригады и спасти жизнь пострадавшему. Позвонив по телефону 03 и дождавшись ответа свободного диспетчера, необходимо предоставить ему информацию об адресе вызова, нумерации подъезда, номере телефона и четко ответить на другие его вопросы о состоянии здоровья пациента. Надо понимать, что это совсем не праздное любопытство диспетчера. Информация необходима ему для выбора профильной бригады и оперативного прибытия к месту вызова.

– По новым стандартам скорая помощь оказывается в двух формах – экстренной и неотложной. Зачем нужно такое разделение?

– Вызовы на неотложные и экстренные дифференцирует диспетчер станции СМП. Это имеет принципиальное значение для определения очередности обслуживания вызовов. Приоритет отдается вызовам в экстренной форме. Норматив доезда до пациента в этом случае – до 20 минут. Если поступает вызов «скорой» в неотложной форме, на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме. Соответственно, время доезда до пациента уже варьируется. Но тоже, как говорится, в разумных пределах. В 2016 году федеральный норматив доли выездов бригады скорой помощи со временем доезда до больного менее 20 минут составляет 87,2?% от всех выездов, а к 2020 году он должен увеличиться до 90?%.

Есть разница

– Уточните тогда, что является поводом для вызова «скорой» в экстренной форме?

– Это состояния, представляющие реальную угрозу для жизни – нарушения сознания, нарушения дыхания, нарушения системы кровообращения, внезапный болевой синдром, внезапные нарушения функции какого?либо органа или системы органов. А кроме того, это травмы любой этиологии, термические и химические ожоги, внезапные кровотечения, психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц, роды и угроза прерывания беременности.

– А когда оказывается неотложная помощь?

– Поводом для ее оказания являются внезапные острые заболевания (состояния) и внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, но требующие срочного медицинского вмешательства, а также, как ни прискорбно, – констатация смерти.

– Чем должны быть оснащены выездные бригады и машины СМП?

– Оснащение зависит от того, какого класса автомобиль «скорой» – класса А или класса В. Но в каждом автомобиле, независимо от его классности, обязательно должны быть носилки, кресла для переноски больных, аппарат ЭКГ, дефибриллятор, аппарат для искусственной вентиляции легких, электроотсос. Кроме того, на машины должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС для отслеживания маршрутов. А у выездной бригады обязательно должен быть чемодан-укладка с набором необходимых медикаментов.

– С какими медикаментами? Всем памятен недавний скандал во Фролово, когда бригада приехала на вызов, а в укладке, по словам пациента, не было вообще ничего для оказания скорой медицинской помощи.

– В укладке должен быть широкий спектр лекарственных препаратов, которые требуются для поддержания жизненных функций пациента. Это антигипертензивные препараты, сердечные, спазмолитические препараты при различных болевых ощущениях со стороны желудочно-кишечного тракта, болеутоляющие и даже дорогостоящие тромболитические препараты. Перед выездом бригады к пациенту укладка должна быть полностью укомплектована. Если нет – это либо разгильдяйство медперсонала, либо, что еще хуже, – халатность.

Скорость и качество

– Каковы функции выездной бригады?

– Прежде всего она оказывает скорую медицинскую помощь на основе стандартов, включая установление предварительного диагноза заболевания и осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента. Бригада также определяет медицинскую организацию для оказания пациенту помощи и при наличии медицинских показаний осуществляет туда медицинскую эвакуацию пациента, передавая его и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения.

– Ваши коллеги, Василий Александрович, много говорят о функциях, не свойственных «скорой». Что это за функции такие и в каких ситуациях СМП не может и не имеет права помочь?

– Все люди разные. Один будет терпеть боль до последнего и «скорую» не вызовет, а другой набирает номер 03 и поднимает панику, если, например, что?то в боку кольнуло. У нас были случаи, когда вызывали «скорую», чтобы просто померить артериальное давление и даже температуру! Вот это одна из тех самых «несвойственных функций». Некоторые пациенты с хроническими заболеваниями, желая сэкономить на лекарствах, вызывают «скорую» и просят сделать укол или же хотят получить консультацию от врача «скорой». Оказывать такие услуги – не в компетенции службы «03». Для этого есть поликлиники.

– Куда может обратиться пациент, если он недоволен качеством обслуживания «скорой»?

– Проще и эффективнее всего – непосредственно на станцию СМП, к ее руководителю или главному врачу ЦРБ, если «скорая» в ее структуре. Если услуги «скорой» ненадлежащего качества или пациенту вообще отказали в их оказании, он, как застрахованное лицо, вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС, с требованием провести экспертизу качества медицинских услуг. Если факт нарушения прав пациента будет установлен, медицинская организация будет обязана возместить ущерб. И, конечно, никто не может запретить пациенту обратиться в областной комитет здравоохранения, территориальное управление Росздравнадзора и даже в правоохранительные органы. Но, надеюсь, поводов для этого мои коллеги давать не будут.

Полезно знать

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается бесплатно всем гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства вне зависимости от наличия полиса обязательного медицинского страхования.

Внимание! Платы за оказание скорой медицинской помощи не допускается!

Система GPS-мониторинга машин скорой помощи должна обладать широким функционалом

Просто передачи данных о местонахождении автомобилей недостаточно. Необходимо, чтобы сервис мог подсказать водителю кратчайший маршрут до адреса вызова, калиброваться под разные виды транспорта и, конечно, учитывать специфику работы службы. ССМ «Геономика» полностью отвечает этим требованиям.

Функции «Геономики» для слежения за скорой помощью

Определение местонахождения всех машин и отображение данных на карте.

Возможность геозонирования территории – например, можно разделить город на районы, чтобы настроить автоматическое назначение бригад на вызовы.

Создание «зеленых» полос на дороге.

Выбор наилучшего маршрута до адреса вызова и отображение пробок.

Мониторинг режима работы транспорта и расхода топлива.

Выгрузка отчетов по времени работы бригад и количеству посещенных адресов (контрольных точек) в удобном пользователю формате – карта, таблица или текстовый документ.

кстати

Как вызвать «скорую»

с мобильного телефона?

С любого

мобильного — 112

МТС, Мегафон, Теле 2 — 030

Билайн — 003

Скай Линк — 903

До приезда «скорой» нужно обязательно приготовить документы пациента, если они есть: паспорт (либо свидетельство о рождении для детей), полис медстрахования и СНИЛС (страховое свидетельство государственного пенсионного страхования).

Фото vpravda.ru