– Вольные путешествия являются туризмом и искусством одновременно… А у каждого искусства есть свои законы, – говорит Сергей.
Эти правила автостопщик иллюстрирует на примере – берет аптечку и «циклоп» (налобный фонарик), не засыпает в кабине драйверов (так голосующие называют водителей), поднимает настроение, не остается в кабине, когда водитель ее покидает. А еще Сергей, добравшись до какого-либо участка трассы, ни разу не позволил себе встать впереди стопщика, появившегося на пятачке ранее. Как все «профессионалы», он совершает стопный тур или один, или в паре с девушкой (водители боятся брать в салон двух парней).
Обычно «вождь волжского автостопа» с радостью отзывается о разных шоссе, но иногда любит и предостеречь. На одной уральской объездной дороге он с несколькими соратниками попал под ливень. Никто не хотел брать сырых попутчиков. Пришлось скитальцам пилить до Челябинска на трех электричках. Рядом со Златоустом теперь никому не советуют оказаться.
После турне по красивейшим местам Алтая, Карелии и Центрального Закавказья «стопинг» Кузьменко принял межгосударственный размах.
Северную половину Средней Азии Кузьменко впервые посетил 13 лет назад во время вышеуказанного бесплатного тура во Владивосток (пролегавшего через Казахстан и Киргизию). Его взяли под Уфой перегонщики микроавтобусов (жители Бишкека). Они предложили вольному путешественнику посетить их родину. Страннику больше всего понравились горы и озеро Иссык-Куль. Волжанину отрадно, что и теперь прекрасная страна – этап в постоянном транзите (он зарабатывает доставкой из Китая уникальных сортов чая).
Про Китай Сергей может рассказывать долго:
– В данном государстве мы оказались по дороге из Вьетнама в Волгоград, она заняла 17 дней. Я и друзья разных национальностей возвращались из длительного байдарочного «Хиппи-сплава». Он проходил по водоемам Юго-Восточной Азии. Воротами в Поднебесную оказалась Юннань – живописная горная провинция, где я открыл для себя чай. Страна с богатой культурой, но автостопа здесь нет! Ни один водитель не знает английского, все просят денег!
Постепенно Сергей Кузьменко начал осваивать и западное полушарие.
– Еще в 2006 году мной овладела идея об американских континентах, – вспоминает собеседник, к тому времени выучивший интернациональный язык. – Тогда я и стопщик Феникс хотели уплыть в Эквадор на банановозе. Но гидростоп не удался…
И вот последняя мечта 37-летнего вечного путника сбылась. Два года назад ему раскрыла объятия Южная Америка. Летел из Москвы в Рио-де-Жанейро. По прилету все сносно изъяснялись с ним методом международного общения.
– Хостелы в Бразилии стоят копейки, их можно искать через сайты каучсерфинга. Обязательное условие размещения – регистрация в этой Сети, наличие компьютерного устройства с Интернетом, размещение финансовых средств на карте международной системы, – делится навыками Сергей.
Иногда судьба преподносила нашему земляку сюрпризы в виде роскошной квартиры на 14-м этаже у самого моря.
Дорогими и некомфортными, пор его словам, являются автобусные переезды. Один из них Кузьменко применял на своем маршруте внутри Перу. В Куско его манил памятник индейской архитектуры Мачу-Пикчу и уникальные люди, не расстающиеся нигде с национальной одеждой. В страну инков неугомонный волжанин попал из Сантьяго, колесил автостопом. Это было после 8 дней, проведенных в Аргентине, впечатливших его незабываемым карнавалом. До величайшего водопада Игуасу странствовал по грязной трассе № 5, пересекающей с юга на север Чили. Сергей говорит по этому поводу:
– Стопить здесь нужно с табличкой, показывающей название города, иначе не подберут. В Южной Америке ждать драйверов приходится очень долго. Люди на континенте радушные, но подозрительные. Сначала для меня это было диковато: высаживают тебя на развилке – справа горы и пустыня, слева то же. Стоишь один и думаешь: сколько выдержу без воды?
Какие бы кризисы и конфликты ни грозили миру, люди, похожие на Кузьменко, всегда будут передвигаться по планете на любые расстояния. Даже не имея для этого достаточно финансов. А иногда и откровенно рискуя.
DNG