Поддержать профессионалов

В 2012 году в соответствии с федеральным законодательством все муниципальные учреждения здравоохранения должны перейти в государственную собственность, то есть в собственность субъекта Федерации.

Напомним, что в связи с вступлением в силу Федерального закона № 313, вносящего изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», с 1 января 2012 вводится новая норма – муниципальные образования оказывают уже не первичную медико-санитарную помощь, включая помощь по беременности и родам и скорую медицинскую помощь, как это было раньше, а содействие в осуществлении медицинской помощи. При этом каждый субъект Федерации должен заключить соглашение с муниципальным образованием на обеспечение жильем медработников, проживающих на территории этого муниципального образования, на подвод систем теплоснабжения и электроснабжения, на прокладку дорог к лечебным учреждениям и т. д. Впрочем, единых требований нет: каждый регион сам, на своем уровне, определяет степень участия муниципалитетов в осуществлении медицинской помощи.
В Волгоградской области новая норма закона уже начинает реализовываться. В конце прошлого года губернатором региона подписано постановление, а областной думой в первом чтении был рассмотрен закон Волгоградской области о передаче соответствующих полномочий муниципальным образованиям с предоставлением им необходимых для этих целей субвенций. Как сообщили в комитете по здравоохранению администрации региона, на сегодняшний день в 12 сельских районах области, а также в Волжском уже готовы документы на передачу лечебных учреждений в государственную собственность.
Впрочем, сказать, что переход муниципальных больниц и поликлиник в госсобственность все воспринимают «на ура», было бы тоже неверно. Определенное беспокойство в медицинских кругах присутствует. В Интернете идет активное обсуждение, чего в этом переходе будет больше – плюсов или минусов. Но среди жителей региона немало и тех, кто грядущие изменения в функционировании системы здравоохранения региона однозначно приветствует.
Один из них – Нури Ахмедов, заслуженный врач РФ, почетный гражданин Волгоградской области и член областного штаба Народного фронта по поддержке Владимира Путина. Его стаж в практическом здравоохранении – 58(!) лет, только два года, как Нури Магомедович ушел на пенсию с должности главного врача областной клинической больницы № 3, однако делами коллег не перестает интересоваться.
– Я не только работал главным врачом ряда лечебных учреждений, но и с 1975-го по 1981 год возглавлял Волгоградский городской отдел здравоохранения города, – рассказывает Нури Магомедович. – Знаю, как строились взаимоотношения между городом и областью, имею возможность сравнивать ситуацию в здравоохранении в прошлые годы и сейчас, и меня искренне радуют те позитивные изменения, которые происходят сегодня в здравоохранении. Я являюсь членом штаба по поддержке Путина. Это мой осознанный выбор. Никому не хочу навязывать своего мнения, но как человек, отдавший почти 60 лет здравоохранению, могу судить, кто и как относился к медицине. Так вот на моей памяти никогда здравоохранению не уделялось столько внимания и никогда оно не финансировалось так, как в последние годы. Национальный проект «Здоровье», программа модернизации помогли и помогают укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений, оснастить их современным оборудованием. Я 18 лет был главным врачом областной клинической больницы № 3. В советские времена она считалась престижной. Однако и тогда мы даже не мечтали о такой медицинской технике, которая появилась сегодня и позволила значительно расширить наши диагностические и лечебные возможности.
Да, и сегодня есть проблемы. Одна из самых острых – кадровая. Несмотря на то, что в Волгограде функционирует один из лучших в России медицинских университетов, врачей в городских лечебных учреждениях, и особенно на селе не хватает. Поэтому я приветствую инициативу, озвученную главой правительства Владимиром Путиным о выделении молодым докторам, едущим на село, в качестве подъемных 1 млн рублей. Это должно помочь если не ликвидировать дефицит врачебных кадров в сельской местности, то хотя бы несколько снизить его остроту.
Еще одна проблема, которая очень волнует многих моих коллег – утрата за последние годы управленческой вертикали в системе здравоохранения. Медицина разделилась не только на государственную и частную, но и на медицину субъекта Федерации и муниципальную. В здравоохранении начался «парад суверенитетов». Лечебные учреждения стали делить пациентов на «своих» и «чужих». Больницы и поликлиники в городах и даже в сельских районах области оказались в совершенно неравных условиях: кого-то муниципальные власти финансировали лучше, кого-то – хуже, а некоторых не финансировали и вовсе, если главный врач находился в конфронтации с главой муниципалитета. И страдали от этого пациенты.
Совершенно ненормальная ситуация сложилась и с назначением главных врачей. Главы муниципалитетов после выборов, как правило, приводили с собой на эту должность «своего человека» – порой совершенно без опыта. С профессионалами – органами управления здравоохранения области этот вопрос не считали нужным согласовывать. В результате руководителем той же ЦРБ иногда становился человек малокомпетентный, усугубляющий своим безграмотным руководством и без того непростую ситуацию в здравоохранении. Даже когда практика подтверждала: главный врач не соответствует занимаемой должности, у областного комитета по здравоохранению не было права его уволить: закон о местном самоуправлении не позволял, и глава муниципалитета становился на его защиту.
Теперь, когда все муниципальные учреждения здравоохранения будут в государственной собственности, управленческая вертикаль наконец-то начнет реально восстанавливаться. Это отразится и на финансировании лечебных учреждений. Оно будет осуществляться уже по единому принципу, независимо от того, где находится больница – в Волгограде или в Нехаевском районе. Я очень надеюсь, что появится возможность улучшить и финансирование заработной платы. Повышение зарплаты медикам, которое произошло в прошлом году, – на 6,5-10% – это, конечно, мизер. Чтобы хорошие специалисты пошли в практическое здравоохранение и остались в нем, им надо достойно платить. И конечно же должна уйти в прошлое эта ненормальная ситуация с главными врачами. В системе должны работать профессионалы, и я думаю, что благодаря новой норме федерального закона их в волгоградском здравоохранении станет намного больше. Здравоохранение – это здоровье населения. А здоровье население – будущее нашей нации.

Поделиться в соцсетях