Две внучки солдата Валентина Григорьева и Любовь Кислякова написали письмо известному волгоградскому поисковику Дее Вразовой с просьбой помочь им восстановить боевой путь их деда. Из документов у них имелась только плохого качества копия похоронки из военкомата, где едва читается, что он был убит на высоте 142,2 западнее Бекетовки, и несколько писем самого Константина Артемьева и его однополчанина.
– Уходя на войну, отец оставил восьмерых детей, самому младшему было два месяца, – рассказывает Валентина Григорьева. – Что он чувствовал, покидая такую кучу детей на свою жену, которой едва исполнилось 35 лет, мы не знаем. С собой он унес все свои страдания о детях. Сегодня у него 116 потомков. И не только внуки, но и правнуки хотят знать, где похоронен их дед, знать место, куда можно прийти и поклониться, возложить цветы.
В семейном архиве хранятся письма с фронта –из Шадринска, потом из Сталинграда. «В это время шли ожесточенные бои, и, наверное, не все можно было писать, некоторые строчки были закрашены химическим карандашом, – говорит Любовь Кислякова. – Но по одному предложению «защищаем город нашего большого человека», мы догадались, что это Сталинград».
После войны семья получила письмо от фронтового друга их отца. Он писал, как воевали, что отец их был ранен, после госпиталя работал санитаром, но потом снова оказался на передовой. В письме однополчанин писал еще про одного друга, о судьбе которого ему ничего не известно.
Именно по этим письмам волгоградские поисковики Дея Вразова и Александр Смирнов смогли определить, в каком батальоне воевал Артемьев. Александр Смирнов через электронные ресурсы искал информацию на самого Артемьева и на двоих его однополчан. И нашел данные на одного из однополчан. Он служил в 93-й отдельной стрелковой бригаде.
– В своем письме я попросила внучек Константина Ивановича Артемьева сходить еще раз в военкомат и настоять на том, чтобы раскрепили дело и сделали копии всех документов, – рассказывает Дея Вразова. – Из которых стало ясно, что их дед действительно воевал во 2-м стрелковом отдельном батальоне 93-й отдельной стрелковой бригады. Наши предположения подтвердились – он сражался в 7-м корпусе Горячева на Лысой горе.
После этого случая Дея Вразова обращается от имени всех поисков к военкоматам, чтобы давали людям полную информацию, разборчивые копии документов, чтобы не водить их длинными путями поиска.
Внучки защитника Сталинграда Артемьева, будучи в Волгограде, побывали на Мамаевом кургане. Там выяснилось – их дед учтен в картотеке, а это значит, что он перезахоронен на главной высоте России.
– Когда строился мемориальный комплекс, туда со всех районов перезахоранивали солдат из всех могил города. Там и был похоронен и наш дед, – говорят женщины. – Пока его имени нет на плитах мемориального кладбища, но нам сказали, что оно будет увековечено.
После возложения цветов к братской могиле, они проехали по всем местам, где воевал их родственник. И с искренностью говорят о том, что волгоградские поисковики сняли душевную боль со всех членов их большой семьи.
DNG