Громче – лучше?
Как правило, посетителями сезонных заведений общественного питания становятся молодые люди и граждане с непритязательным вкусом. Поэтому то, что в крупных респектабельных ресторанах считается дурным тоном, здесь чаще всего принимается «на ура». Посетители забегаловок находят какое-то особое удовольствие в оглушительном реве динамиков, возможности побуянить, выпить и закусить без соблюдения элементарных правил поведения. Хозяева же многих таких кафешек почему-то свято убеждены, что чем «громче» заявит о себе их заведение, тем больше публики, а значит и выручки, оно привлечет.
При этом ни первые, ни вторые не принимают во внимание права жильцов близлежащих домов, жизнь которых превращается в сплошной кошмар. Ведь от оглушительных басов и криков зачастую не скрыться даже за наглухо закрытыми окнами. А ведь часто рядом с такими заведениями еще и жарят шашлыки на открытом воздухе, устраивают пиротехнические вакханалии, разбрасывают мусор, портят лавочки. И все это в сорокаградусную жару, когда здоровье и нервы у многих граждан и без того на пределе.
Лето – это маленькая смерть
В числе таких жильцов, которые с ужасом ждут наступления летних вечеров, и жители домов по улице 50 лет Октября в Красноармейском районе, которые обратились в редакцию «ВП». Они опасаются, что вновь повторится тот кошмар, который творился под окнами их домов в прошлом году.
– Все наши беды из-за постройки между домами № 10 и 12 по улице 50 лет Октября, – рассказала Светлана Беликова. – Все началось весной 2010 года, когда в здании появились новые хозяева и наша жизнь превратилась в ад.
По словам читательницы, новоявленные бизнесмены сделали пристройку к зданию и разобрали часть тротуарной плитки. Они также собирались вырубить растущие рядом деревья для того, чтобы оборудовать здесь стоянку для машин. И только возмущение жителей близлежащих домов не дало этим планам воплотиться в жизнь. Но это были еще «цветочки».
– Когда же они начали работать, мы думали, что сойдем с ума, – утверждает другая жительница Красноармейского района Таисия Жуковская. – Музыка гремела всю ночь такая, что в квартире невозможно было находиться даже при закрытых окнах. Машины до утра то отъезжали, то подъезжали. В кафе постоянно случались драки, раздавались крики. Тут же подгулявшие посетители справляли нужду: мимо зеленых насаждений рядом с заведением было не пройти от неприятного запаха.
Но хуже всего, по словам жильцов, было то, что новоиспеченные обитатели сезонной постройки прямо на улице, в непосредственной близости от окон жилых домов, жарили шашлыки, и весь дым тянуло в квартиры. Особенно тяжело приходилось семьям с маленькими детьми и пожилым людям с хроническими заболеваниями.
Как менялось шило на мыло
По словам жильцов, этот кошмар длился весь летний сезон 2010-го, а затем и 2011 года. Своими жалобами жители многоквартирных домов лишь добивались того, что в кафе менялись арендаторы. Однако с приходом нового предпринимателя оргии возобновлялись.
После неоднократных настойчивых жалоб жителей около кафе начала дежурить милиция. Когда машина с отличительными знаками появлялась рядом с питейным заведением, гвалт и музыка на время прекращались. Но после отъезда стражей правопорядка все начиналось заново. При этом поддержки со стороны районной власти жильцы не находили.
– Бывало, мы звонили в администрацию Красноармейского района и говорили: если не верите, приезжайте, послушайте музыку вместе с нами, – вспоминает Таисия Жуковская. – Никто, конечно, не приезжал. С большим трудом удалось записаться на прием к тогдашнему первому заместителю главы администрации Красноармейского района Роману Каратанову. Но он нас не принял, сославшись на занятость.
Лишь в августе 2011 года, после обращения в мэрию, из городского департамента потребительского рынка жильцам пришел обнадеживающий ответ. Им сообщили, что с руководителем сезонного объекта общественного питания проведена беседа, и он предупрежден об ответственности за нарушение статьи о нарушении тишины и покоя граждан кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Ему предложено принять срочные меры по поддержанию общественного порядка в вечернее время. А затем сообщалось главное: «По итогам встречи руководитель предоставил информационное письмо о прекращении своей деятельности 31 августа 2011 года».
Однако вслед за этим в здании появился новый арендатор. По словам жильцов, в помещении предполагалось сделать интернет-кафе. Но новый хозяин также не нашел взаимопонимания с жителями ближних домов. Поэтому нынешней весной здание вновь сменило арендатора.
Пока что у жильцов претензий к нему не было. Но кто даст гарантии, что с наступлением лета не повторится прежнее?
– Здесь будет спортивный пивбар, – рассказал вышедший из кафе мужчина, который представился новым арендатором Павлом. – Посетители будут пить пиво и смотреть футбол. Ничего противозаконного в кафе не будет.
Павел заверил, что жильцам не придется страдать от громкой музыки. Дымить в окна квартир от открытого источника огня также нет необходимости – пища в заведении будет готовиться с соблюдением необходимых правил и требований.
Намучившимся жильцам очень хочется верить, что так оно и будет. Ведь у многих уже просто нет здоровья и сил, чтобы вновь отправляться по тем же самым инстанциям и отстаивать свои права.
Комментарий специалиста
Татьяна Палей, заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Волгоградской области:
Ежегодно с началом работы сезонных кафе учащаются и жалобы жильцов близлежащих домов на неблагоприятные условия проживания. Прежде чем составлять заявление, жильцы должны определить, какой именно шум им мешает. Если его источником является так называемый живой звук, то есть крики или громкий разговор посетителей, то это – нарушение общественного порядка и нужно жаловаться в полицию. Если же мешает технологический шум – музыка, работа холодильных установок, компрессора, а также неприятные запахи, необходимо обращаться в управление Роспотребнадзора.
В жалобе следует указать наименование объекта, его адрес и нарушения, которые, по мнению жильцов, допускает заведение. Также надо отметить, в какое время суток жильцы страдают от шума или запаха. После этого будут проведены соответствующие исследования и замеры и принято решение о дальнейшей деятельности заведения вплоть до ее приостановки через суд. Дополнительную информацию можно получить по телефону «горячей линии» управления Роспотребнадзора по Волгоградской области (8442) 24-36-30.