Весной сорок пятого немцы на подступах к Вене отчаянно сопротивлялись, но силы их были уже подорваны тяжелыми и долгими боями, немногим ранее завершившимися в Венгрии.
– В конце сорок четвертого года, – вспоминает Анатолий Венедиктович, – я в звании старшего лейтенанта был офицером связи первого гвардейского орденов Ленина и Кутузова механизированного корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Лукьянов. Корпус наш тогда находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования и пребывал в городе Полтава. Мы там получали пополнение – танки, машины, людей. Однако в конце сорок четвертого года нас погрузили в вагоны и отправили в Венгрию. Едва разгрузившись, участвовали в ожесточенных боях за Будапешт. Как только в феврале сорок пятого овладели этим городом, в составе войск Четвертого Украинского фронта под командованием маршала Федора Толбухина перешли границу с Австрией.
Немецкое верховное командование придавало защите венского направления важное значение, планируя остановить советские войска на этих рубежах. К тому же сами природные условия близ Вены благоприятствовали немецкой стороне. С запада столицу Австрии прикрывала гряда гор, с северной и восточной стороны – широкий и полноводный Дунай. На подступах же к городу с юга немцы создали мощный укрепрайон из противотанковых рвов, дотов и дзотов. Позиции немецкой артиллерии были оборудованы в Вене прямо в парках, скверах и на площадях. Кроме того, в разрушенных домах были замаскированы орудия и танки.
– Наш Четвертый Украинский фронт, – рассказывает Козлов, – вел тогда наступление вверх по течению Дуная, по его правому берегу. По левому же берегу наступал Третий Украинский фронт под командованием маршала Родиона Малиновского. А разделял нас Дунай.
В начале апреля сорок пятого завязались тяжелые, кровопролитные бои за взятие столицы Австрии – Вены. Нашим войскам в них противостояла часть войск группы армий вермахта «Юг» под командованием сначала пехотного генерала Отто Веллера, затем – генерала Лотара Рендулича.
– В Вене тогда был мост через Дунай, именовавшийся Райхсбрюк, – продолжает свой рассказ Анатолий Козлов. – Нам была поставлена задача спасти его от разрушения. А мост уже был заминирован фашистами, провода к взрывчатке были подведены. К тому же, со стороны немецких позиций подступы к нему полностью простреливала артиллерия. Нам овладеть этим мостом долго никак не удавалось. Но вот разведывательной роте второй гвардейской механизированной бригады под командованием полковника Худякова было приказано разминировать мост. (Этому храброму офицеру в боях за Вену немецкая пуля угодила в лоб и вышла из затылка. Тем не менее он, несмотря на ранение, продолжал командовать бригадой).
На вооружении у нас в боях за Вену были бронетранспортеры американского производства, оснащенные двумя пулеметами – обычным и крупнокалиберным, способными стрелять в каком угодно направлении. Экипажу вот такого бронетранспортера под командованием старшины Андрея Кульева и была поставлена задача прорваться к мосту Райхсбрюк. И ему удалось обезвредить находившуюся на мосту взрывчатку, перерезав идущие к ней провода. За это весь экипаж бронетранспортера был представлен к наградам, все четверо членов его стали Героями Советского Союза.
Следом за этим командир корпуса приказал отдельному мотоциклетному батальону атаковать пригород столицы Австрии. Атаку возглавил заместитель комбата майор Девятов. Он в этой атаке и погиб, и в самом окончании боев за Вену Анатолий Козлов был назначен на его место.
Перед началом штурма Вены командующий Четвертым Украинским фронтом маршал Толбухин написал обращение к своим войскам. В нем им была поставлена задача нанести в ходе боев как можно меньший ущерб столице Австрии, сохранив, по возможности, ее достопримечательности, памятники. Но немцы яростно сопротивлялись, не считаясь ни с чем. Тем не менее, 13 апреля 1945 года столица Австрии была взята нашими войсками.
В честь новой блестящей победы, одержанной Советской армией в боях за Вену, в Москве был дан салют двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из более чем трехсот орудий. Пятьдесят отличившихся в боях боевых соединений получили тогда почетное наименование «Венские».
Кроме того, советское правительство учредило медаль «За взятие Вены», которой были награждены все участники боев за столицу Австрии. В их числе – Анатолий Козлов. Орденские колодки его пополнились тогда еще одной колодкой с пересекающей ее синей полосой, символизирующей реку Дунай. Кроме того, за участие в боях под Веной Анатолий Венедиктович был также награжден орденом Отечественной войны первой степени.
– Вена запомнилась мне, – вспоминает Анатолий Венедиктович, – как утопающий в зелени город со множеством красивейших памятников. Раньше мы, волгоградские ветераны – участники боев за Вену, 13 апреля, в день взятия столицы Австрии, встречались в здании музея-панорамы. Но на сегодня почти все из них ушли из жизни, и встречи наши теперь прекратились…
Врез
Потери Советской армии в венской операции составили 168 тысяч человек, из них более 38 тысяч человек – погибшие.
DNG