Военным Василий Андреевич стал в 1918 году почти случайно. Просто увязался тогда 17?летний Василий за красногвардейским отрядом, проходившим через его родное село Вердеревщино ныне Бондарского района Тамбовской области. Все его образование было к тому времени - четыре класса сельской школы.
Со временем, однако, имея уже за плечами опыт Гражданской войны, Василий окончил военное училище, стал кадровым командиром. Службу он проходил за Уралом, в Сибири, на должностях политрука и командира роты, начальника полковой школы, начальника штаба и командира учебного батальона.
В предвоенные годы, отлично окончив парашютно-десантные курсы, Василий Андреевич возглавлял только создававшиеся тогда воздушно-десантные части Красной Армии на Дальнем Востоке. Сам он стал к тому времени лучшим парашютистом Краснознаменной Дальневосточной армии, а его десантники блестяще проявили себя во время боев с японскими милитаристами, устроившими провокацию близ озера Хасан.
С первых дней Великой Отечественной войны полковник Глазков - в рядах красноармейцев, сдерживавших натиск фашистских агрессоров. Воинская часть, которой он командовал, попала тогда в окружение, но бесстрашному командиру удалось вывести из окружения 200 израненных в боях солдат.
С конца июля 1942 года входившая в состав 62?й армии 35?я гвардейская стрелковая дивизия, которой к тому времени командовал Василий Глазков, теперь уже генерал-майор, сражалась на подступах к Сталинграду. Боевое крещение она получила в боях близ селений Большие и Малые Россошки, у хутора Власовка, где гвардейцы Глазкова проявили массовый героизм. И все?таки истекавшая кровью дивизия была вынуждена отойти на окраину Сталинграда. Командный пункт самого генерала расположился тогда неподалеку от поселка Верхняя Ельшанка.
Этот поселок гитлеровцы, рвавшиеся к Волге, заняли 8 сентября 1942 года. Тогда же геройски погиб командир оборонявшей его 35?й стрелковой дивизии генерал-майор Василий Глазков. А до того гвардейцы под его командованием на протяжении недели отбивались от атак превосходящих сил врага. Но 8 сентября комдиву стало ясно, что поселок не удастся удержать. Пути отхода тоже были к тому времени отрезаны. Тогда Глазков решился на отчаянный поступок - он по рации вызвал на себя огонь советских минометов, стоявших у кирпичного завода, а также возле нынешней больницы № 7. В то же время комдив, собрав свой последний резерв - штабных работников и медсанбат, - лично повел остатки руководимой им дивизии в ее последнюю, смертельную атаку. Дважды был он при этом тяжело ранен. Бойцы дивизии пытались вывезти его к своим, но мина угодила и в машину…
Так генерал Глазков погиб. Похоронили его за Волгой, в хуторе Бурковском. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1943 года генерал-майор Василий Глазков был посмертно награжден орденом Ленина. Со временем останки героического генерала были перезахоронены в центре Сталинграда.
После войны некий армейский снабженец, перебирая склад на железнодорожной станции Воропоново, обнаружил генеральскую шинель, сплошь иссеченную осколками и пулями. Заинтересовался - чья же это? Начались поиски, и в 1953 году вдова Василия Глазкова Зинаида по вшитым ею собственноручно петелькам признала в ней глазковскую шинель. Теперь эта шинель, на которой около 160 осколочных и пулевых пробоин - экспонат музея-заповедника "Сталинградская битва".
В 1998 году имя Глазкова было присвоено средней школе № 46 поселка Верхняя Ельшанка. Есть также в Волгограде улицы, названные в честь генерала и 35?й гвардейской стрелковой дивизии, которую он возглавлял. А сама эта дивизия, на боевом знамени которой насчитывалось шесть орденов, с боями дошла до Берлина.
Фото Александр Фолиев, ru.wikipedia.org