Послевоенные годы – время создания конструкторской школы СТЗ – ВгТЗ

  • Послевоенные годы – время создания конструкторской школы СТЗ – ВгТЗ
  • Послевоенные годы – время создания конструкторской школы СТЗ – ВгТЗ
В дни битвы на Волге были разрушены не только цеха СТЗ: достаточно молодой костяк танкостроителей завода был эвакуирован в Нижний Тагил, Свердловск, Челябинск и Барнаул.

Да, там они продолжали выпуск танков и моторов, но в других коллективах. Но сразу после разгрома фашистских войск под Сталинградом началось возвращение тракторозаводцев на родное предприятие.

В 1950 году, наряду с серийным выпуском танковых дизелей, начался новый этап в развитии танкостроения на СТЗ. Было принято решение об организации выпуска плавающих танков ПТ-76. Для этого создается ОКБ во главе с главным конструктором Матвеем Максимовичем Романовым.

С 1952-го по 1975 гг. завод серийно выпускал два типа боевых машин: ПТ-76 и созданный на его шасси БТР-50П. По мере роста числа выпущенных машин накапливался опыт их армейской эксплуатации в различных районах страны и за рубежом, на основе которого усовершенствовались их узлы и агрегаты.

В 1953 г. главным конструктором ОКБ назначается Серафим Алексеевич Федоров. Под его руководством параллельно с серийным производством разрабатывались и осваивались новые модификации машин. Были разработаны и поставлены на производство:

– модернизированный танк ПТ-76Б со стабилизированной пушкой;

– бронетранспортер БТР-50ПК с броневой крышей для защиты десанта;

– машина "Пингвин" для антарктических экспедиций;

– командно-штабная машина БТР-50ПУ, служащая передвижным пунктом управления и оборудованная узлом связи и навигационной аппаратурой;

– гусеничное шасси самоходной пусковой установки 2П16, предназначенное для транспортировки, наведения и пуска неуправляемых тактических ракет 3Р10 и 3Р9;

– УКВ-радиостанция Р-137Б, представляющая комплекс средств радиосвязи с однополосным ультраволновым радиопередающим устройством для обеспечения связи в оперативно-тактическом звене Сухопутных войск.

Всего выпущено коллективом СТЗ – ВгТЗ более 13 тыс. машин различной модификации. Для установки на морских катерах доработаны и выпускались серийно боевые отделения танка ПТ-76. Обеспечение стабильного качества и высокой надежности узлов и агрегатов позволило заводу с 1957 г. начать поставку танков, бронетранспортеров и командно-штабных машин на экспорт. Всего продано шесть тысяч единиц различных машин.

Стоит отметить, что производство ПТ-76 на заводе организовано при отсутствии разработанного проектного задания реконструкции в период, когда все имеющиеся в наличии мощности полностью использовались для выпуска тракторов. Потребовалось вновь создать специализированные мощности, обеспечить выполнение большого объема технологической подготовки, подобрать и обучить рабочих, инженеров и техников. В крайне ограниченные сроки (менее двух лет) реконструирован разрушенный во время войны «танковый» корпус № 5.

Увеличение объемов производства и номенклатуры выпускаемых машин потребовало создания новых участков и цехов, организационной перестройки, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, установления рациональных кооперированных связей. Объем выпуска продукции по числу изделий с начала производства увеличился более чем в восемь раз!

ОКБ непрерывно занималось усовершенствованием серийных ПТ-76. Результатом явилось создание ПТ-76Б с установленным на нем стабилизатором вооружения (всего их было выпущено более 1600 единиц). За создание семейства легких плавающих боевых машин и организацию их крупносерийного выпуска ряд работников завода удостоен Государственной премии СССР.

За эти годы на спецпроизводстве ВгТЗ сложилась своя школа конструкторов бронетанковой техники. Именно этот коллектив создал одну из лучших бронемашин ХХ столетия – БМД-1

Фото Александр Фолиев