А страдает покупатель
– Это Наталья Геннадьевна? Здравствуйте! С праздником вас! Вам звонит Николай Александрович Симонов из Тракторозаводского района. Я слышал, что представители Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области принимали участие в заседании Президиума Государственного совета РФ, где обсуждалась тема защиты прав потребителей. Что на нем решили, и планируются ли изменения в законодательстве о проверках малого и среднего бизнеса? Это ведь не дело, когда кафе, например, можно проверять один раз в три года. Предприниматели наши еще не настолько сознательны, чтобы давать им такой «карт-бланш». Вы согласны со мной?
– Согласна, Николай Александрович. В Госсовете, который проходил в Саранске, действительно принимали участие два субъекта Федерации – Тверь и Волгоградская область как пилотные территории по реализации государственного проекта по повышению финансовой грамотности, и эта наша деятельность была положительно оценена членами Госсовета. Что же касается самого Госсовета, то посвящен он был усилению государственных гарантий защиты прав потребителей. Выступавший на нем Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что закон о защите прав потребителей, принятый 20 лет назад, хоть и применяется уже в самых разных сферах потребительских отношений, однако отстает от современных тенденций, и в целом система не совершенна. В частности, Президент отметил, что нужно ввести дополнительные меры по защите прав потребителей финансовых услуг, поскольку сейчас в данной сфере доминирует одна сторона, и это не потребитель. По мнению Дмитрия Медведева, необходимо обратить внимание на регламентацию почтовых услуг и ввести правовое регулирование банкротства физических лиц. Кроме того, Президент отметил, что имеются проблемы в ЖКХ, проблема долевого строительства жилья, и заявил о необходимости развивать институты общественного контроля.
На Госсовете также шла речь о необходимости пересмотра некоторых положений закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Этот вопрос поднимал, в частности, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. И в данном случае мы с ним полностью согласны. К сожалению, опыт показывает, что проверки, проводимые раз в 2 или 3 года, совершенно не влияют на ситуацию. Более того, уведомительный характер проверок, когда предприниматель предупреждается о приходе проверяющих за несколько дней, сводит буквально к нулю эффективность этих проверок. Я знаю немало случаев, когда накануне проверок не только мелкие торговые точки снимали с продажи товар без документов, но и даже крупные сетевые магазины целыми фурами(!) вывозили такой товар, а после ухода представителей надзорного органа привозили обратно. Исчез эффект внезапности, который всегда «работал». Хорошая идея «прекратить кошмарить бизнес» оказалась палкой о двух концах, и страдает от этой «либерализации», в конечном итоге, потребитель.
«Золотая» пломба
– Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Меня зовут Павел Валентинович Зудин, Ворошиловский район. Недавно я установил счетчики на ХВС и ГВС. Контора, которая их устанавливала, выдала мне акт ввода в эксплуатацию. Когда я обратился в свое ЖЭУ с просьбой опломбировать счетчики, мне сказали, что это стоит 800 рублей. Что за нереально высокие цены? Установка самого счетчика стоит немного дороже!..
– Николай Александрович, опломбировка счетчика производится изготовителем. Продажа счетчиков без пломбы не допускается, проведение дополнительной опломбировки в соответствии с нормами права не требуется. Следовательно, вам даже не было необходимости обращаться в управляющую компанию с просьбой провести опломбировку, равно как и управляющая компания не имела права требовать от вас проведение дополнительной опломбировки за ваши деньги. Собственник жилых помещений, установив прибор учета (опломбированный изготовителем!) с помощью специализированной организации, которая выдала акт ввода в эксплуатацию, свои обязанности выполнил в полном объеме. Я рекомендую всем гражданам, попавшим в подобную ситуацию, после надлежащей установки счетчика подавать в управляющую компанию заявление о произведении начисления платы за соответствующие коммунальные услуги, исходя из показаний установленных приборов учета, с приложением копий документов на ИПУ и актов о вводе их в эксплуатацию.
Вода – это не к нам
– «Прямая линия»? Это Валентина Борисовна Круглова из города Николаевска. Вопрос у меня такой. В прошлом году в Николаевске на 100% повысили цены на поливную воду. Насколько это правомерно? Могу ли я как потребитель защититься от этого произвола с помощью Роспотребнадзора?
– К сожалению, Валентина Борисовна, в данной ситуации ничем вам помочь не сможем. Поставка воды как питьевой, так и для полива – услуга, которая подлежит государственному регулированию. Тарифы на эту услугу устанавливаются местной властью. Управление Роспотребнадзора не осуществляет контроль за этими тарифами. Но есть специальное ведомство, которое контролирует правильность установления и применения тарифов. В том числе и на воду. Это управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области. Именно туда вам и надо обратиться.
Как-то не по-спортивному
– Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Меня зовут Галина Пальгунова. Несколько месяцев назад я приобрела абонемент в спортивный клуб на шейпинг, но в связи со сменой места работы вынуждена была уехать из Волгограда. Естественно, хотела вернуть деньги за абонемент. Однако деньги мне возвращать не хотят, ссылаясь на правила, которые существуют в спортивном клубе и за ознакомление, с которыми я расписалась. Законны ли действия представителей спортивного клуба?
– Галина, вы должны знать, что в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. То есть спортивный клуб не имел права отказывать вам в возврате денег. Право у него было только одно – удержать с вас деньги за уже оказанные вам услуги. Кроме того, вы, Галина, можете обратиться к нам в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области (пр. Ленина, 50б, г. Волгоград, 400005) с жалобой. Если в договор (правила оказания услуг) официально включено условие об отказе в возврате денег при отказе от абонемента, мы примем меры административного реагирования, поскольку такие условия ущемляют права потребителей.
Боюсь заправлять автомобиль
– Это Роспотребнадзор? Я Анатолий Васильевич Баринов, Дзержинский район. У меня вот какой вопрос: кто-то контролирует качество бензина на автозаправках Волгограда? Прошлой осенью я купил новую машину-иномарку и сразу же заправился 92-м бензином на заправке в поселке Водстрой. Проехал всего 1000 км, и мой автомобиль сломался. Я так полагаю, из-за некачественного бензина. Ремонт, кстати, мне обошелся в 12 тыс. рублей. Потом вместе с сыном поехали на «Жигулях» и заправились на автозаправке в нашем Дзержинском районе. И снова та же история – машина сломалась. Пришлось полностью заменить бензин, только после этого она стала подавать «признаки жизни». Скоро дачный сезон начнется, а я боюсь заправлять свой автомобиль. Пытался выяснить, кто контролирует качество бензина. Однако ни в райадминистрации, ни в прокуратуре ничего вразумительного ответить мне не могли…
– Анатолий Васильевич, контролирует качество бензина Волгоградский отдел госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования. У них имеется лабораторная база, и они, насколько мне известно, регулярно проводят соответствующий мониторинг автозаправок. А вот если лабораторные исследования покажут, что бензин на автозаправках, о которых вы говорите, действительно некачественный, мы готовы защитить права потребителей, в том числе и ваши конкретно, в досудебном порядке и оказать помощь во время суда.
А я не согласен!
– Наталья Геннадьевна! Это Олег Юрьевич Хохлов вас беспокоит, Краснооктябрьский район. У нас в доме стоит общий счетчик на отопление. Однако мне, как и всем жильцам дома, начисляют плату по-среднему. Наше ТСЖ говорит, что было общее собрание собственников, на котором принято решение именно таким способом начислять плату за отопление, а образовавшийся фонд экономии направлять на техническое обслуживание дома. Но я с таким решением не согласен!
– Олег Юрьевич, в соответствии с требованиями Правил № 307 об оказании коммунальных услуг гражданам при наличии приборов учета плата за соответствующий коммунальный ресурс начисляется, исходя из показаний приборов учета. Собственники не имеют права принимать решений, связанных с порядком начисления платы за коммунальные услуги, поскольку данный порядок установлен федеральным законодательством! Если гражданам по нормативу (по-среднему) начислили плату больше, чем должно было быть начислено, исходя из показаний счетчика, это является обманом потребителя и влечет наказание в виде штрафа.
Коммунальные страдания
– «Прямая линия»? Я Машанат Махмудовна Салманова, живу в городе Палласовка. Наш дом построен еще в 1960 году. Имеется котельная, которая его отапливает. В 2008 году там был установлен новый насос, и с тех пор закончилась наша спокойная жизнь. Насос настолько мощный, что вибрация и шум идут по всему старенькому зданию. Ночами спать невозможно, многие жильцы страдают от постоянных головных болей. Проблему мы не можем решить уже в течение нескольких лет. Обращались и в управляющую компанию ООО «Жилье сервис», и в администрацию, и в прокуратуру – и все безрезультатно. В прокуратуре нам посоветовали обратиться в Роспотребнадзор. Ваши представители на днях были в нашем доме, но сказали, что произвести замеры шума и вибрации не могут – у них нет необходимого оборудования. Должны приехать специалист из Волгограда. Когда же это произойдет?
– Раз заявка сделана, то наши специалисты, Машанат Махмудовна, обязательно к вам приедут и произведут необходимые измерения. Я возьму на контроль ваше обращение. Если окажется, что предельно допустимые нормативы по шуму превышены, то управляющая компания получит предписание по их устранению. Но вы должны быть готовы к тому, что процесс этот будет длительный. Приостановить работу котельной и оставить жильцов без горячей воды и отопления ранней весной, думаю, никто не рискнет.
Кто диктует правила игры?
– Наталья Геннадьевна? Меня зовут Светлана Сорина, Волгоград. Недавно мы с ребенком пошли в торгово-развлекательный центр поиграть в игровые автоматы. Когда я подошла к стойке, мне сказали, что игра может быть произведена только с помощью карты, которая стоит 30 рублей, и на нее я могу начислять деньги для того, чтоб поиграть, столько, сколько пожелаю. А если я не хочу покупать эту карту?
– Светлана, в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров или услуг путем приобретения других. То есть если вы хотите воспользоваться услугой по игре на автоматах, от вас не имеют права требовать приобрести карту. Вы можете обратиться с соответствующей письменной жалобой к нам, в Управление Роспотребнадзора. У нас имеется практика по делам подобного рода.
Если магнитофон не пишет
– «Прямая линия»? Я Нина Ивановна Коростылева, Городищенский район. На днях мы купили видеомагнитофон. В инструкции написано, что он пишущий. Однако фактически на панели и на дистанции кнопки, которые обеспечивают запись и на которые идет ссылка в технической документации, отсутствуют. Я обратилась в магазин, но там мне сказали, что я не имею права требовать возврата денег за технически сложный товар, который является качественным. Правильно ли это?
– Нина Ивановна, в соответствии с Законом о защите прав потребителей продавец обязан предоставить полную и достоверную информацию о реализуемом товаре. Если информация в технической документации не соответствует техническим параметрам товара, данная информация является недостоверной. Кроме того, по факту данный товар не будет соответствовать параметрам, исходя из которых потребитель имел намерение приобрести товар. В соответствии со ст. 12 закона в случае непредставления информации либо ее недостоверности потребитель имеет право требовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения за все понесенные убытки, возникшие в связи с этим. И качество товара в данном случае значения не имеет.
Папам на заметку
– Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Меня зовут Дмитрий Носов, город Волжский. У меня большая проблема. По заданию жены купил ребенку памперсы. Пришел домой, и оказалось, что памперсы совсем не те. Жена на меня накричала и отправила обменять или вернуть деньги. Я пришел в магазин, и мне там отказали. Дома был страшный скандал. Кто прав – магазин или жена?
– В данном случае, Дмитрий, все-таки магазин. Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, памперсы, относящиеся к предметам личной гигиены, также как и зубные щетки, нижнее нательное белье, лекарственные средства, цветы, парфюмерно-косметическая продукция и др., возврату и обмену не подлежат. Так что следующий раз, отправляясь за покупками памперсов, требуйте у своей супруги более четких характеристик будущей покупки. Удачи вам, Дмитрий, а вашему малышу здоровья!