Православие в центре монгольской Орды

Множество русских людей со времени нашествия на Русь орд Чингисхана томились в татаро-монгольской неволе.

Пребывали они в основном на территории нынешнего волго- градского Заволжья, в золотоордынских городах и селах. Чтобы поддерживать их в православной вере, семь с половиной столетий назад, в 1261 году, митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена в столице Золотой Орды Сарае новая православная епархия, получившая название Сарайской.

Создана она была по обращенной к ордынскому хану просьбе святого благоверного князя Александра Невского. С этой поры православные епископы Сарайские пребывали по- стоянно при ордынских ханах как в пору их пребывания в столичном Сарае (то есть примерно там, где ныне расположено село Царев Ленинского района нашей области), так и во время их кочевья по степи. Внушительных размеров была вновь созданная Сарайская епархия, она занимала всю южную Русь на пространствах между Волгой и Днепром. Первым ее епископом стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также и Переяславская епархия.

Он также имел титул и епископа Подонского, так как церковная власть его простиралась от Черного Яра вверх по рекам Дону и Хопру.

Золотая Орда была государством веротерпимым, православие в нем не преследовалось и не запрещалось. А потому Сарайская епархия сохранилась в неизменном виде даже после того, как ордынский хан Берке официально принял ислам - русское духовенство даже в это время свободно проводило православные богослужения в столице Золотой Орды. К тому же оно не было обложено податями. Мало того, достоинство православой веры пребывало под защитой самих монгольских ханов: согласно действовавшим в Орде ханским за- конам, ордынцы, хулившие право- славную веру, приговаривались к смертной казни.

Православные Сарайские епископы были в то время людьми не только влиятельными, но и богатыми, состоятельными. Они издревле имели свое подворье при Крутицком монастыре, основанном в 1272 году в Москве, на Крутицах, благоверным князем Даниилом Александровичем.

В середине XV века по причине ослабления Золотой Орды и усиления Московского княжества Сарайские владыки переехали из ордынской столицы в Крутицы на постоянное жительство. С этого времени они стали ближайшими помощниками митрополитов Всея Руси. Однако по причине отдаленности местопребывания правящего архиерея управление делами самой Сарайской епархии на территории Золотой Орды стало весьма за- труднительным, и ее территория была разделена между соседними епархиями.

В 1589 году в Русской православной церкви было учреждено патриаршество. Епископ Сарайский и Подонский был при этом возве- ден в сан митрополита и получил также титул митрополита Крутиц- кого в качестве блюстителя пат- риаршего престола. Митрополит Крутицкий, Сарайский и Подон- ский был в это время первым по- мощником патриарха Московского и Всея Руси и его представителем.

В XVI столетии подворье митрополитов Крутицких было перенесено на территорию московского Кремля и расположено вблизи Спасских ворот, напротив Чудова монастыря.

Два столетия спустя, в начале XVIII века, вместе с упразднением патриаршества в России было упразднено и митрополитство Сарайских и Подонских архиере- ев, они вновь стали именоваться епископами.

Кафедра митрополитов Крутицких была восстановлена патриархом Московским и Всея Руси Тихоном уже при советской власти, в 1918 году.

В январе 1945 года Поместным Собором Русской православной церкви принято было "Положение об управлении Русской православной церковью". В соответствии с ним митрополит Крутицкий становился отныне постоянным членом Священного Синода, исполняющим должность викария патриарха по управлению Московской епархией. А в 1988 году тот же Поместный Собор принял новый "Устав об управлении Русской православной церкви", согласно которому митрополит Крутицкий и Коломенский является также и патриаршим наместником. Такое положение дел сохраняется и поныне.