Вечером в пятницу была совершена торжественно-скорбная служба погребения Спасителя.
– Сняв с Креста пречистое тело Господа, Иосиф и Никодим по обычаю иудейскому обвили Его пеленами и положили в высеченном в скале гробе-пещере у подножия Голгофы, – рассказал священник Илья Неклюдов. – Ко входу в гроб, как это было принято, привалили большой камень. Вместе с тем, книжники и фарисеи, опасаясь, что ученики Христа могут забрать Его тело, упросили Пилата опечатать гроб и приставить к нему стражу. Этим они, сами того не желая, создали еще одно обстоятельство, послужившее впоследствии к удостоверению Воскресения Христова. А пока при гробе остались лишь Мария Магдалина и мать Иакова и Иосии.
В день Великой субботы совершается спасение человечества: Христос, будучи совершенным человеком, прошел тот путь, который рано или поздно пройдет каждый человек – путь через границу между жизнью и смертью.
– Но будучи совершенным Богом, Он оказался неподвластным смерти, уничтожил ее изнутри, – говорит священнослужитель. – Смерть есть следствие оскудения или истончения жизненной связи между Творцом и творением. Но Христос упраздняет это оскудение, восстанавливает человека в первоначальном совершенстве его природы и, более того, преображает его. Смерть там, где появляется Сама Жизнь, перестает быть смертью. Ад, когда в него входит Сам Бог, перестает быть адом, ибо ад по определению – место, лишенное Божественного присутствия. Христос уничтожает узы смерти и выводит из ада всех, кто пожелает с ним пойти.
А пока радостно все христиане ожидают Воскресения Христова. Во время субботнего богослужения священнослужители снимают темные постнические облачения и облачаются в белые одежды, символизирующие очищение от греха и освобождение от рабства злу, прообразующие грядущее воскресение Спасителя.
Завершается богослужение Великой субботы освящением куличей и яиц. Несмотря на то, что по уставу день Великой субботы является постным, все литургическое и бытовое устроение церковной жизни уже прозывает нарастающая пасхальная радость.
– Удивительный строй богослужений Страстной Седмицы – это не просто воспоминание о событиях последних дней земной жизни Христа, – поясняет священник Илья Неклюдов. – Это их абсолютно реальное переживание в условиях литургической жизни Церкви. Здесь исчезают привычные нам пределы земных законов. Время и пространство в церковных стенах за богослужением приобретают свойства утраченной первозданности. Они раздвигают свои границы перед Творцом и дают нам возможность сквозь эпохи и расстояния стать свидетелями и соучастниками Крестного пути Спасителя, взяться за Его руку, протянутую нам и вслед за Ним, войти в славу победы над смертью, в Царствие Небесное.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий