Приплыли: насколько безопасен речной транспорт в Волгограде

  • Приплыли: насколько безопасен речной транспорт в Волгограде
  • Приплыли: насколько безопасен речной транспорт в Волгограде
  • Приплыли: насколько безопасен речной транспорт в Волгограде
  • Приплыли: насколько безопасен речной транспорт в Волгограде
Происшествие на Волгоградском водохранилище при переправе Николаевск – Камышин, когда во время шторма затонула лодка и погиб один человек, четко обозначило проблемы частных перевозок на Волге.

Специальный корреспондент «Волгоградской правды» Надежда Магнитская с ветерком прокатилась на катерах и выяснила: часто у владельцев речных маршруток нет лицензии, катера не оборудованы спасательными жилетами или они находятся в недоступных для пассажиров местах. И удивительно – наказать за это их никто не может!

Лодка с краю

Наш катер мчится по водной глади Волги. Сегодня мы - участники рейда, проводимого инспекторами ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам Главного управления МЧС России по Волгоградской области - прим. ред.) на участке акватории в районе центральной набережной и затона в районе Краснослободска.

Катер пересекает Волгу, заходит в затон. В прибрежной части стоит автомобиль с прицепом, его владелец явно собирается спустить на воду аквабайк.

– Смотрите, сразу два нарушения - машина припаркована у кромки воды в прибрежной зоне, что является нарушением экологических норм и, наверняка аквабайк, не зарегистрирован в ГИМС как маломерное судно, - говорит государственный инспектор по маломерным судам Сергей Петров.

Подходим. Выяснилось, что у водителя нет даже прав на управление маломерным судном. Пока нарушители находятся на берегу, никаких претензий к ним предъявить нельзя, и даже за парковку в прибрежной зоне может отшрафовать только Росприроднадзора. Поэтому мы отправляемся дальше.

Почти параллельно с нашим курсом в направлении пляжа следует «жучок» - мини катер, который перевозит людей. В лодке шесть человек - трое детей и трое взрослых. Спасательных жилетов у пассажиров нет.

Водители маломерных судов знают, как избежать штрафов

Из документов водителя катера предъявлена только регистрация судна.

– Мы его давно знаем – говорит Петров. – Он за деньги перевозит пассажиров. Но сейчас говорит, что перевозил друзей. Ему проще заплатить штраф в пятьсот рублей за нарушение правил безопасности при перевозке, поскольку работа без лицензии – это уже уголовное дело.

Когда гром грянул

Перевозка пассажиров без лицензии, к сожалению, распространенная практика. Это касается не только большого Волгограда, где в последнее время катеров и аквабайков стало столько, что за каждым инспекторам просто не угнаться. Так, например, в Камышине транспортная прокуратура выявила нарушения в отношении местного владельца катера ЯК 40, который переправлял людей через водохранилище. Он не только не имел соответствующей лицензии, но даже не зарегистрировал свой транспорт в ГИМС. Камышинский городской суд запретил частнику эксплуатацию судна, однако нарушитель проигнорировал постановление. Лихой предприниматель продолжал работать на катере, пока судно не арестовали. Хорошо, что за время его работы ни один пассажир не пострадал, как это произошло в Николаевске две недели назад.

Напомним, тогда частник вышел в непогоду на своем катере и из-за шторма лодка перевернулась. В результате один человек погиб, а девять, включая троих детей, спаслись буквально чудом, благодаря взаимовыручке и подоспевшей вовремя помощи с берега. Речной маршрутчик, как говорят в правоохранительных органах, имел разрешение на перевозки пассажиров только вдоль левого берега Волги. Однако он нарушал требования и нелегально перевозил людей через водохранилище. В день ЧП никаких средств безопасности, кроме спасательного круга, на борту не было, а капитан, известный местным жителям как «дядя Вова» всегда любил риск и лихачество.

– Он часто бросал руль посредине Волги – мол, посмотрите, я умею управлять катером даже силой мысли. Вот и доигрался с чужими жизнями, - говорят николаевцы.

Когда закон еще не писан

Почему же речные перевозчики нарушают установленные государством правила и чувствуют себя безнаказанными?

– К сожалению, законодательство в отношении частных речных перевозок детально не прописано, – говорит госинспектор по маломерным судам ГИМС МЧС РФ по Волгоградской области Сергей Петров. – Вот мы не имеем права контролировать частных перевозчиков. Наши инспекторы подходят к ним только в случае явных нарушений, например, перегруз судна или отсутствие названия на борту. Проверять наличие права вождения или лицензии мы можем, но ни штрафовать, ни задерживать не можем! Этим занимается Ространснадзор, а мы можем только порекомендовать им обратить внимание на то или иное судно.

Оказывается, в основе правил речных пассажирских перевозок действуют законы, которые принимались еще во времена СССР и просто отредактированы с учетом современных условий. Но все детали этого рынка они не учитывают, а штрафы за нарушение мизерны - от пятисот до одной тысячи рублей. При серьезных нарушениях «вылавливать» перевозчика надзорная организация может только с привлечением транспортной прокуратуры. Как пояснили в Ространснадзоре, эта процедура весьма непростая. Для проверки сначала необходимо убедиться в явном нарушении перевозчика непосредственно на воде.

Получить право на перевозку людей выдается частникам при соблюдении целого ряда законов и постановлений. Первый шаг - лицензия.

– Для получения лицензии предприниматель обязан иметь в собственности судно, договор страхования членов экипажа и пассажиров на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровья, документы, подтверждающие техническую исправность судна. Также должен быть договор с бассейновым органом госуправления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов, а также о радиотелефонной связи с судами, – поясняет начальник лицензионного отдела Южного УГРМН Ространснадзора Михаил Саленко.

Лицензия, права, спецсвязь - неполный список  того, что должен иметь владелец катера для перевозки людей

Кроме всего, водитель транспортного средства должен иметь удостоверение на право вождения судном и подтверждать его ежегодным квалификационным экзаменом. Если частное судно имеет экипаж, то экзамены сдает каждый член экипажа.

Согласитесь, что работать нелегально гораздо проще, чем оформить все бумаги. А штраф в 500 рублей – не те деньги, из-за которых перевозчики готовы тратить время на получение лицензии.

Частный значит невидимый?

За качеством пассажирских перевозок у владельцев частных судов следит также и Ространснадзор. Но после выдачи лицензии контроль за перевозчиком есть выборочный контроль со стороны этого ведомства.

– Если инспектор ГИМС останавливает частного перевозчика за явные нарушения, мы по их заявке можем проверить, есть ли у него лицензия или нет. Если нет сигналов, то проверка проводится только в ходе рейдов – два раза в год, - говорит консультант отдела надзора за мореплаванием, судоходством, портовой деятельностью, гидротехническими сооружениями Южного УГМРН Ространснадзора Андрей Паршин. - В соответствии с правилами пользования водными объектами для маломерных судов на каждом виде транспорта должны быть спасательные средства, катер должен быть технически исправным и оборудован всем необходимым для безопасной эксплуатации.

Получается, что при таком обилии контролирующих органов, по сути, за безопасность частных водных перевозок никто не отвечает. Каждое из ведомств перекладывает ответственность на другое. А наказать нерадивого перевозчика можно только при явных нарушениях. Но как его сделать явным, если проверки можно проводить только два раза в год? Видимо, пока не случится очередная трагедия…

"Кладбище" кораблей в затоне у Краснослободска

Забытые на острове

Показательной в плане беспорядочности на рынке речных перевозок может служить ситуация с доставкой пассажиров на остров Сарпинский. На острове, который административно относится к Кировскому району Волгограда, постоянно проживает около 800 человек. А летом за счет дачников население увеличивается до нескольких тысяч. С Волгоградом остров связывает только речное сообщение и уже много лет жителей и дачников туда-сюда возит единственное частное предприятие – ООО «Пассажирский речной порт». Но в последние годы перевозчик стал терпеть убытки и в расписании теплоходов начались перебои, не помогала даже бюджетная дотация.

Транспорт стал ходить всего несколько раз в день, что добавило массу неудобств местным жителям.

– У нас здесь работы нет, - говорит жительница острова Елена Козлова. - А в городе устроиться не можем, так как привязаны к расписанию параходиков. Последний идет в шесть и неизвестно, будет ли рейс. Зимой вообще транспорт не ходил.

В ожидании транспорта до другого берега

Нестабильные перевозки не позволяют развивать на острове инфраструктуру. Обустройство причала и паромной переправы на острове - на уровне 30-х годов. Вместо пирса - понтонный мост в летний период, а зимой с парохода спускается почти вертикальная лестница, по обледенелым ступенькам которой карабкаются старики и мамы с маленькими детьми. Частный перевозчик не только не обустроил причал, но не поставил даже навеса в точке ожидания парохода ни со стороны города, ни на острове.

Хотя, казалось бы, здесь есть все условия для развития бизнеса, в частности, фермерских хозяйств. Угодья - огромные, на них пасут лошадей и скот, а вот купить молоко или мясо можно только по случаю. В город продукцию возят единицы, про ее переработку на острове даже речи нет.

– Я был предпринимателем, - говорит житель острова Василий Иванов. - В город на пароме отвозил мясо, а на остров - мороженное. Холодильника у меня нет. А стоять порой приходилось километровую очередь. Иногда вообще на паром не попадаешь. Мороженное тает, мясо гниет. Словом, убытки. Зачем мне такой бизнес?

Жалуются на перевозчика и председатели СНТ. Они опасаются, что Сарпинский может превратиться в остров заброшенных дач.

Дачники, добирающиеся на остров из центра города, отмечают, что в последний месяц куда-то исчезли комфортные теплоходы «Москва». Перевозки осуществляет, в основном, еле живой старенький «ОМ». Специалисты говорят, что судно по нормативам судно снимается после 30 и более лет работы, а трудяги «Омики» выходят на линию уже более полувека.

Внутри речной маршрутки: пассажиры не знают, где спасжилеты и аварийный выход

– Я когда сижу в трюме, думаю, что если не дай бог чего - мы выскочить не успеем, – говорит дачница Вера Немцова. – А где тут спасжилеты, аварийные выходы мы вообще не знаем.

Взяли под контроль

Работа частников не устраивает ни пассажиров, ни местные власти, ни контролирующие органы. Поэтому в мэрии Волгограда решили включить «Метроэлектротранс» в состав учредителей ООО «Пассажирский порт Волгограда» и передать муниципальному предприятию десять судов.

– Переход переправы на остров Сарпинский к «Метроэлектротрансу» позволит ужесточить контроль за пассажирскими перевозками и скорректировать расписание так, чтобы удобно было именно пассажирам, - отметил консультант комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Алексей Кузьмин. - Кроме того, на речные перевозки будет действовать транспортная карта «Метроэлектротранса». Пакеты будут такие же, как уже введены на трамваях, троллейбусах, автобусах. И цена та же.

Под завесой тайны

Какая часть флота в Волгоградском регионе принадлежит частным предпринимателям, а какая - государственному сектору узнать нам так и не удалось. Такую статистику никто не ведет, нет прозрачности и в отношении технического состояния судов. Даже год их выпуска – большая загадка. Остается надеяться лишь на то, что администрация Волгограда через МУП «Метроэлектротранс» наведет порядок хотя бы в акватории областного центра, приобретет новый флот и обеспечит безопасность пассажиров.

– Если маршрутчиков приструнили на дорогах, почему нельзя навести порядок и на реке? – говорит пенсионерка Нина Алешина. – В советское время красота была - по Волге можно было доплыть даже до райцентров, которые расположены на реке.

 

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет