Большинство из нас однажды задумывались: что бы подарить гостям или родственникам из других регионов? Банка варенья (абрикосового, конечно!) и коробка… нет, не печенья, – местных шоколадных конфет – не в счет. Речь именно о памятной вещице, которая бы ярко и образно «говорила»: я из Волгоградской области.
Придумать сувенир с новым волгоградским лицом – задачка, как выяснилось, не из легких. При их разработке нужно знать два важнейших школьных предмета, без которых нельзя представить образованного человека: историю и географию. Для Волгограда и области история не замкнулась только на событиях Великой Отечественной войны. Диапазон исторических событий невероятно огромен. Каждый исторический эпизод – тема для романа. Невероятно разнообразна география региона: черноземы и пустыни, степь и сосновые леса, плоские равнины и пейзажи, как в Швейцарии. Две великие реки приблизились друг к другу на минимальное расстояние. Про многое в Волгограде и области можно сказать: «У нас самое-самое-самое...». Вот вам и темы для новых сувениров.
– Зацепкой для воображения дизайнера могут стать интересные детали истории родного города, – напутствует архитектор-реставратор Сергей Сена, – даже историческая и стилевая разноголосица, присущая Волгограду, может звучать полифонично, но только если сойдутся знания о родном крае, любовь к нему, умение увидеть и показать другим уникальность родных мест.
Красный кленовый лист изображается на флаге Канады. Чертополох известен как символ Шотландии. А вот волгоградское природное богатство остается как бы «вынесенным за скобки» региональной символики. Вот где непаханое поле для дизайнерской фантазии. Закономерно, что в конкурсных заявках тема не обойдена вниманием.
Такие открытые конкурсы позволяют максимальному числу людей, в том числе непрофессионалам, проявить себя. Появляется масса нестандартных проектов, предложений. Ну, а победитель, помимо материального вознаграждения, получает признание, свою «минуту славы».
Ольга Маруга, завотделом социально-досуговой деятельности «горьковской» библиотеки, видит в качестве символа Волгоградской области, например, пахучую полынь. С Волгоградом у нее ассоциируются забытые ныне бурлаки и портовые грузчики. Но самая любимая идея – увековечить в сувенире Волгу и все ее древние названия – Ра, Итиль. Ольга ищет дизайнеров, готовых работать с ней в тандеме.
Прославившийся «танцующий» мост тоже волнует умы конкурсантов, хотя рано судить, к чему они придут. Хочется, чтобы волгоградский сувенир был принят людьми, а значит, в чем-то был точным и остроумным отражением жизненного стиля.
Елена Собинова, директор Агентства культурных инициатив и руководитель проекта «Новый волгоградский сувенир», приводит такие удачные примеры. Красная лондонская телефонная будка, сицилийское солнце, «гений места» Гауди в Испании, карельские петроглифы – узнаваемые достопримечательности дают интересные идеи для сувениров.
В жюри конкурса вошли художник Станислав Азаров (Волгоград), искусствовед Татьяна Гафар (Волгоград), кандидат культурологии Андрей Лисицкий (Москва), дизайнер Сергей Черкесов (Волгоград) и другие.
ВНИМАНИЕ!
Заявки на конкурс «Новый волгоградский сувенир» принимаются до 31 мая включительно.
Инесса ТРОПИНА, Юлия ГРЕЧУХИНА