Прокати нас, Надюша, на тракторе!

  • Прокати нас, Надюша, на тракторе!
  • Прокати нас, Надюша, на тракторе!
  • Прокати нас, Надюша, на тракторе!
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Быковского района Надежда Кочкина 17 лет проработала в родном совхозе трактористкой

А сейчас у нее работа без отпусков и праздников. Рабочий день по солнцу. Бизнес, полный рисков. А доход всецело зависит от капризов погоды.

– Вот в такое хлопотное дело впряглась сама и всю семью свою втянула, – признается Надежда Ивановна. – Как?то раз уехала в гости к родне в Краснодар. Думала, отдохну неделю-другую. И тут же звонок из дома точь?в-точь, как в песне про прекрасную маркизу: все хорошо, но только корову… сбило на трассе. Сорвалась – и домой!

В трактористки я пойду, пусть меня научат!

В первые годы трудовой деятельности Надежда занималась сугубо женским делом – работала воспитателем в детском саду. Но… Однажды решила круто изменить свою жизнь. Пошла на курсы трактористов.

До сих пор помнит, как впервые на глазах у любопытных односельчан повела по кукурузному полю трактор с огромной дождевальной машиной.

– От волнения руки дрожали: боялась, чтобы металлические крылья поливалки не обломились, чтобы вдруг на глазах у всего честного народа предательски не заглох мотор, – вспоминает Надежда Ивановна. – Первый экзамен выдержала, а после мужики в бригаде дружно пришли мне на помощь – и я быстро освоилась с трактором. Меня вскоре приняли и в хозрасчетное чисто мужское полеводческое звено.

– Между тем заменить колесо на тракторе я в одиночку так и не могла, – признается Надежда. – Но у меня был другой дар – потребовать и выпросить в райсельхозтехнике в пору огромного дефицита нужные запчасти, агрегаты. Мне никогда не смели отказать. Был случай, когда я смогла у экс-губернатора Шабунина для совхоза трактор выбить.

Преодолела кордон из секретарш и всяческих замов – и взяла кабинет приступом. А уж там начала с жаром доказывать, как нужен их совхозу новый трактор. Через месяц после этого разговора новенький трактор уже урчал на полях ее передового хозрасчетного звена.

В общей сложности в сов­хозе Надежда Ивановна отработала 20 лет, 17 из которых – трактористкой.

Как Надя стала… «зерновым магнатом»

– До последнего не верила, что мощные богатейшие совхозы и колхозы распадутся, – рассказывает собеседница. – Первых агитаторов за организацию фермерских хозяйств я всерьез не воспринимала. Считала их прожектерами и саботажниками, но… Когда коллективные хозяйства уничтожили под корень, пришлось браться за свое дело. А как еще выживать?!

Это сейчас про госпрограммы в селе не знает только самый ленивый. Что касается Кочкиных, они стали первыми участниками конкурса на получение господдержки из числа быковских сельхозтоваропроизводителей.

За новое дело семья взялась в трагическое для нее время. Надежду Ивановну и Александра Ивановича постигло горе: погиб младший сын. В черном траурном платочке ее случайно увидел в облсельхозуправлении министр Василий Иванов. Давно зная лично Надежду Ивановну и ее супруга как великих тружеников и крепких хозяйственников, любящих крестьянский труд, Василий Васильевич настоял на их участии в госпрограмме. Он понимал: работа поможет им пережить горе. И не ошибся.

За неделю Надежда Ивановна как глава КФХ собрала пакет документов, защитила свой бизнес-план перед комиссией. И с прежним усердием и обстоятельностью семья Кочкиных взялась за реализацию проекта по развитию семейной фермы.

«Село – наша стихия!»

На их ферме, представьте себе, удивительно дружно уживаются две системы хозяйствования: советская, по которой Кочкины тоскуют по сей день, и рыночная, которую им пришлось осваивать с нуля.

В доильном зале – современные датские аппараты, а в раздевалке – экран социалистического соревнования среди доярок и скотников. Кочкины не приглашают на работу нелегалов – выходцев из азиатских республик. Все 13 доярок – жители родного Новоникольского.

Управлять фермой матери помогает дочь Анна. А в поле и на заготовке кормов в лимане хозяйничают мужчины. Трудятся отец, зять, племянники. Уже смело управляют рычагами тракторов, выходят в поле и старшие внуки.

Впрочем, никто из них в беседах не роптал на каждодневный напряженный крестьянский труд.

– Хлопотно, конечно, но труд всем нам в радость, – подчеркнула в беседе дочь Анна.

– Село – наша стихия! – подчеркивает Александр Иванович. – И добавить к этому нечего…

Что касается «курортного отдыха», есть у Кочкиных-старших своя семейная традиция: день святых Петра и Февронии (российский день всех влюбленных!) Надежда с Александром отмечают вдвоем под звездным июльским небом. Прямо в поле. Пахнет сжатой нивой и кружит голову запах степной ромашки – символа праздника… n

Нагрянула любовь

Несколько фактов из биографии нашей героини. Надя была самой младшей в семье военных связистов, где воспитывались четверо детей. Трое родных и один приемный.

– Сколько помню маму, она всегда старалась накормить каждого, кто бы ни зашел к нам в дом, – рассказывает наша героиня.

Такой же хлебосольной и участливой знают односельчане и саму Надежду Ивановну. Например, два года назад, когда район принял беженцев из Украины, Кочкины пригласили к себе на жительство сразу две семьи, предоставили пустовавший родительский дом и помогли переселенцам пережить беду.

Надин отец видел младшую любимицу-дочку только связисткой. Однако со связью «родства» не получилось.

– Нагрянула любовь, – признается Надежда. – Муж Александр, отслужив армию, перетянул меня на свою малую родину – в хутор Коробочки, где сейчас находится наша производственная база. – Вот так и стали хуторовать в Коробочках – на родной земле мужа. Создали еще и семейную ферму. Жили поначалу, как цыгане: ночевали то в машине около фермы, то в поле у комбайна.

На уборку урожая – с концертом

Сегодня на семейной ферме у Кочкиных – более 300 голов КРС, 126 из них – дойные коровы.

В сезон большого молока с фермы Кочкиных отправляется на пункты сдачи около тонны молока отличного качества.

Два года назад фермеры за счет средств господдержки обновили свое стадо новыми племенными телочками красной степной породы.

Любопытная подробность. Во время уборки урожая Надежда Ивановна приезжает вместе с младшим внуком Максимом и супругом Александром в поле с … концертами художественной самодеятельности. Как в социалистическую бытность – для того, чтобы поддержать механизаторов в страду морально. Поют патриотические песни о Родине, лирические – о поле. Поют втроем, а аккомпанирует «доморощенным» певцам на гармошке сам глава семейства, который по совместительству еще и слывет в селе отменным гармонистом.

– Вот такой «совхозно-фермерский симбиоз» мы создали у себя в хозяйстве вместе с супругом Александром, – говорит Надежда. – Привязала я к земле крепко-накрепко, как видите, не только себя, но уже и всю мою семью. И даже самого маленького внучка – Максимку.

Фото из семейного архива Надежды Кочкиной