Отныне многокилометровые пробки и потерянные в них часы – в прошлом. Транспортная развязка под землей рядом с железнодорожными переездами на Тулака в Советском районе имеет для города-миллионника стратегическое значение. Его обещали «сдать вот-вот» в течение последних 15 лет, а потому открытие движения здесь стало по?настоящему резонансным событием. Его обсуждают не только специалисты, но и рядовые жители. Тема стала едва ли не номером один на этой неделе в социальных сетях.
Символично, что открыли тоннель 19 ноября – в знаковую для города-героя дату.
– Ваше задание выполнено: универмаг взят, прорыв на Тулака осуществлен, наступление продолжается, – по?военному четко доложил губернатор Андрей Бочаров на встрече с фронтовиками, собравшимися за несколько часов до события на встречу по случаю 73?й годовщины контрнаступления советских войск под Сталинградом.
Ветеранов пригласили и на церемонию открытия объекта. Впрочем, сюда пришло очень много горожан – каждый хотел своими глазами увидеть долгожданный запуск тоннеля. Право дать старт движению предоставили участнику Сталинградской битвы, почетному жителю города-героя Максиму Загорулько.
Первой по новой развязке проехала колонна ретроавтомобилей. В авангарде – машина с представителями сразу трех поколений: ветераном Великой Отечественной войны Николаем Кузиным, олимпийской чемпионкой Татьяной Лебедевой, а за рулем – кадет педагогического лицея Александр Монастырский. Вслед за ретроколонной в тоннель под землей начали заезжать и обычные автомобилисты.
– Если честно, уже и не рассчитывали, что этот день когда?нибудь настанет и можно будет проехать Тулака без страха застрять здесь в пробке, – говорит водитель Евгений Кудрявцев. – А сейчас – супер! Проскочил через тоннель за пять минут!
Эта транспортная развязка стала символом волгоградских дорожных долгостроев. Работы начались еще в далеком 1995 году, потом каждый руководитель города и области торжественно обещал, что «вот еще чуть?чуть и – сдадим». Последняя дата была назначена на 2014?й, но из?за отсутствия финансирования объект опять заморозили – на неопределенный срок.
Однако «свет в конце тоннеля» все же забрезжил – прошлой осенью новый губернатор Андрей Бочаров принял волевое решение: несмотря на бюджетный дефицит, пересмотреть приоритеты дорожных трат и внепланово изыскать необходимые средства на завершение долгостроя. Он осмотрел объект, готовый к тому времени более чем на 60%, выслушал мнение специалистов, пообщался с подрядчиками.
Буквально через несколько дней на площадке появилась техника. Сначала строителям власти региона погасили прошлогодний долг, затем выплатили аванс, и работы закипели.
– Средние сроки строительства такого объекта – максимум четыре года, в Волгограде же в силу обстоятельств работы затянулись на долгие 20 лет, – говорит генеральный директор организации-подрядчика Михаил Никитин. – В последний год нам пришлось наверстывать упущенное – мы выполнили огромный объем в сжатые сроки. Рассчитывали сдать тоннель в декабре, но сумели опередить график.
Впервые за много лет региональное финансирование с сентября 2014?го по ноябрь 2015?го шло бесперебойно. Но и от подрядчика губернатор потребовал работы на пределе возможностей – специалисты трудились без выходных, выходили в три смены, сюда была стянута вся необходимая техника и завезено оборудование. Качество и сроки каждого финального этапа стройки контролировал регион.
– Ввод в эксплуатацию такого сложного инженерного сооружения говорит о том, что даже в сложное время мы способны реализовать самые амбициозные проекты на территории региона, – дал оценку выполненным работам Андрей Бочаров.
Ну а те автомобилисты, которые проехали первыми по тоннелю, эмоций не скрывали.
– Это красота! Сегодня у нас день дорожной победы, – улыбается
Сергей Васильевич, водитель с 25?летним стажем. – Сколько помню себя за рулем, столько стоял в пробках на переездах. То, что тоннель когда?нибудь откроют, уже никто не верил – одни обещания. Но теперь вижу, что в регион пришел человек, который за свои слова отвечает.
Транспортная развязка на Тулака – это серьезное инженерно-техническое сооружение. Протяженность – 998 метров, ширина – 24,5 метра, высота – 5,5 метра. Большая часть объекта сооружена в выемке с креплением бортов подпорными стенками, а на участках пересечения с железной дорогой пробито два подземных тоннеля. Новая развязка имеет три полосы для движения в каждую сторону.
Теперь жители Волгограда ждут новых дорожных открытий. В планах региональной администрации – продление в южном направлении улицы Электролесовской до
улицы Кирова, чтобы создать трассу-дублер Второй продольной и разгрузить основную магистраль. Кроме того, горожане надеются на возведение к 2018 году новой рокадной дороги в центре вдоль Волги и с нетерпением ждут реконструкции самых загруженных в Волгограде улиц.
Фото: Сергей Григоренко