Просто учиться

Просто учиться
Де-юре теперь не будет лицеев, гимназий и школ, например, с химическим или языковым уклоном, а будут только общеобразовательные школы, которые, впрочем, могут сохранить классы с углубленным изучением конкретных дисциплин и оставить прежние вывески.

В российском Министерстве образования эти изменения объясняют тем, что типология в старом законе вносила массу путаницы, ведь невозможно загнать всех детей одного района в расположенную там школу, например, математического профиля или только гимназического обучения. На территории одного микрорайона, как правило, проживают разные дети с разными особенностями, и отказ от специализации позволяет более точно подходить к обслуживанию каждого ребенка. Теперь в рамках одного учреждения могут быть и математические, и языковые, и гуманитарные классы, и классы для детей с проблемами здоровья.

Между тем не все родители и педагоги в восторге от этого. И вопросов и у тех и у других возникает еще больше, чем прежде.

– В связи с переходом на общеобразовательные учреждения педколлектив и обслуживающий персонал лицеев и гимназий потеряет надбавки к зарплате, – говорит директор волгоградского лицея-интерната «Лидер» Ирина Жарикова. – У нас она составляет 30% от оклада учителя, это порядка 1700 рублей, и 15% от оклада технического персонала. Для людей это существенные деньги. Я слышала, что обсуждается новая типология учреждений.

Она говорит, что есть и другие технологии, которые не до конца еще отработаны в законе. С учетом новых рекомендаций и стандартов для старшеклассников, которые вступят в силу в 2015 году (по нему сейчас работают только пилотные школы, в том числе и лицей-интернат «Лидер»), дети смогут сами выбирать предметы для углубленного изучения. И тогда школы столкнутся с нелинейным расписанием.

– Мы в течение 9 лет работаем по этой схеме, – продолжает Ирина Жарикова. – Если в школе будет только один старший класс и, допустим, один ученик выберет предмет МХК, то школа будет обязана обеспечить его обучением. Насколько это все учтено в новом законе, сказать трудно.

Между тем директора учебных заведений неохотно комментируют эту тему. Особенно вопрос о том, не растеряет ли учебное заведение в случае уравниловки годами сколоченный коллектив педагогов.

– Если правительство выполнит свое обещание, что зарплата бюджетников будет на уровне промышленности, то эта надбавка будет компенсирована, – говорят руководители учреждений.

Но тут нельзя забывать: есть и интернатные учреждения с круглосуточным пребыванием детей. Как с этой категорией работников и детей будет решен вопрос?

Многие родители уверены, что такое решение четко продолжает предыдущую политику властей: причислять ребенка к школе, имеющей территориальный приоритет, чтобы избежать ночных дежурств родителей накануне записи первоклашек в школу.

– С одной стороны, это неплохо, – говорит жительница Красноармейского района Татьяна Вержбицкая, бабушка двоих учеников. – У всех детей должен быть равный старт, об этом много говорят, но мало что делают. В основном родители побогаче и со связями хотят отдать своих чад в заведение посолиднее. А я считаю, что не нужно мучить детей статусами. Их нужно просто учить. И неважно, будет ли называться их учебное заведение школой или гимназией, если у ребенка есть голова на плечах и тяга к знаниям, он их получит.

В сельских школах между тем считают, что без разделения школ по профилям не обойтись. При этом сохранение нынешней системы важно не столько для детей одаренных, сколько для отстающих. «Дети у нас все разные, и успехи в учебе у них отличаются, – говорит завуч Привольненской школы Светлоярского района Людмила Зубкова. – Если стереть грани между образовательными учреждениями, то они будут заниматься по одинаковым программам. И я не уверена, что программы будут простыми. Скорее всего, они будут рассчитаны на довольно высокий уровень знаний ученика. Вряд ли те, кто сегодня учится на тройки, смогут ее преодолеть. Детей не нужно смешивать. Одним нужно дать возможность заниматься углубленно предметами в профильных классах, а другим идти по обычной программе.

Отказываться от уникальности, которую годами нарабатывали учебные заведения, считают неправильным и педагоги детских садов. «Нельзя всех брить под одну гребенку, – замечает педагог дополнительного образования детского сада № 381 Ольга Масленникова. – Даже мы смотрим на интересы детей. Если они любят работать с цифрами, то занимаем их в метеоплощадке, для тех, кто любит узнавать историю края или рисовать, придумываем другие проекты. С детского сада закладываем эту любовь добывать информацию самостоятельно, и хотелось бы, чтобы и дальше они могли развивать свои способности и таланты».

Поделиться в соцсетях