– Анатолий Васильевич, машиностроители отмечают свой профессиональный праздник – День машиностроителя. Чем они могут гордиться и какие, на ваш взгляд, перспективы ждут машиностроительную отрасль Волгоградской области?
– Машиностроение – отрасль базовая, и без нее экономика страны, региона не может нормально развиваться. Волгоградское машиностроение смогло пережить кризисные годы и сейчас успешно развивается. Судите сами. Завод «Волгограднефтемаш», например, устойчиво наращивает темпы производства, а недавно на нем изготовили уникальную ректификационную колонну для производства бензина стандарта «ЕВРО-5». Производство на Волгоградском заводе буровой техники также набирает обороты. Входят в строй новые малые и средние предприятия машиностроительного комплекса. Например, завод «Поршень», который специализируется на производстве деталей и агрегатов станочного оборудования. Открыто предприятие по выпуску навесного сельскохозяйственного оборудования, созданное на базе Красноармейского электромеханического завода. Готовится к наращиванию объемов автобусный завод «Волжанин»...
– Но реформы 90-х сильнее всего ударили именно по машиностроению, а сегодня вы говорите о начале его возрождения, успешного развития...
– Дело в том, что в Волгоградской области была создана уникальная инженерная школа на базе вузов, техникумов, системы ПТУ. Именно благодаря науке, энтузиастам, увлеченным своим делом, которые прошли эту школу и сегодня трудятся на волгоградских предприятиях, наше машиностроение сохранилось и получило возможность двигаться вперед в новых рыночных условиях. Ведь неслучайно же к нам пришли французские инвесторы, которые собираются создать предприятие по производству сельхозтехники, – в регионе есть кому работать, есть грамотные специалисты. Это наше ключевое преимущество.
– А какие законодательные и организационные меры со стороны власти смогут подстегнуть развитие этой важнейшей для региона отрасли экономики?
– В регионе принято эффективное законодательство по инвестициям. Но сегодня назрела необходимость в законах, которые позволили бы стимулировать введение в строй новых предприятий, чтобы их продукция была конкурентоспособной и востребованной на рынке.
– Больным вопросом всегда были цены на энергоносители и электроэнергию...
– Для нашего региона – особенно. Дело в том, что большинство машиностроительных предприятий Волгоградской области являются энергоемкими, любой скачок цен на электроэнергию больно бьет по себестоимости их продукции, снижает ее конкурентоспособность. Именно поэтому требуется принять кардинальное решение по электроэнергетике.
– Что-то уже делается?
– Был создан экспертный совет при региональном управлении по тарифам администрации Волгоградской области. Этот общественный орган принимает участие в формировании цен. К его работе привлечены лучшие энергетики. Вообще, поручение создать общественные советы при региональных и федеральных УРТ дал глава правительства Владимир Владимирович Путин, и здесь мы строго следуем его рекомендациям. Но как производственник и промышленник с большим стажем считаю, что для заводов надо заморозить цены на электроэнергию хотя бы на 5 лет. Если мы хотим, чтобы наша промышленность развивалась, чтобы в регион устремились инвесторы, чтобы появились новые прорывные технологии, это просто необходимо.
– А как энергетическая составляющая влияет на инвестиционный климат в нашем регионе?
–Инвесторам ценовые скачки не нравятся. При такой нестабильности им трудно оценить риски. А еще инвесторы не понимают, почему их заставляют платить за подключение к электрическим сетям. Это почти также абсурдно, как если бы перед тем, как вы купите какую-нибудь вещь, вам предложат заплатить за оборудование, на котором она была изготовлена. Над этой проблемой сейчас работают и администрация области, и Совет директоров предприятий и организаций региона.
– Получается?
– Конечно. Тем более, есть хорошая поддержка в лице первого вице-премьера Виктора Алексеевича Зубкова, который дал поручение Министерству энергетики поработать над этим вопросом.
– И тогда инвесторы выстроятся к нам в очередь?
– Да, такие меры сделали бы Волгоградскую область инвестиционно привлекательной не только в сфере машиностроения, но и всей промышленности. Но кадровый вопрос также нельзя оставлять на втором плане. В регионе 40 крупных предприятий, и их руководители в один голос подтвердят, что главные инвестиции должны направляться в людей. В современном мире развиваются новые технологические направления – робототехника, лазерная обработка материалов, электроника. Поэтому промышленники должны скорректировать работу профильных вузов, посмотреть, какие знания сегодня наиболее востребованы. ВолгГТУ пытается готовить специалистов по востребованным специальностям, но когда они приходят на производство, многим, к сожалению, приходится учиться заново.
– У молодежи сформировалось мнение, что рабочий на заводе – это не престижно. Как изменить этот стереотип?
– Нужен целый комплекс мер – и профтехобразование модернизировать, чтобы в училищах было современное оборудование; и работать над популяризацией профессии машиностроителя. В последнее время, например, набирают популярность конкурсы «Лучший по профессии». Проводят их предприятия, а итоги подводятся на областном уровне. Число заявок растет в геометрической прогрессии. Интересно, что раньше участвовали только классические профессии: токарь, сварщик, фрезеровщик, а теперь в этот список добавили программиста, оператора станков с числовым программным управлением, другие специальности. Другой интересный конкурс, который проводят администрация области, Совет директоров и партия «Единая Россия», называется «Инженер года». Среди заявок есть разработки, которые не имеют аналогов в мире. Лучшие будут рекомендованы к внедрению в производство. Отрадно, что руководители предприятий начали уделять кадровой политике серьезное внимание.
– Не могу не спросить про одно из самых инновационных предприятий региона автобусный завод «Волжанин». Ведь вы были его основателем.
– Да, «Волжанин» очень много средств вкладывает в инновации, в развитие производства, в разработки новых моделей автобусов. Поэтому есть интерес к ним со стороны потребителей. Не скрою, что это делает предприятие привлекательным для инвесторов.
– А как складывается судьба совместного с индийскими партнерами проекта по выпуску 3 тыс. малых автобусов?
– Проект реализуется. Вскоре на завод поступит первая партия шасси, и новая модель начнет выходить в серию.
– Анатолий Васильевич, что бы вы пожелали своим коллегам, машиностроителям, в их профессиональный праздник?
– В первую очередь, хочу поздравить ветеранов и сказать им большое спасибо за вклад в развитие волгоградского машиностроения. Благодаря им оно выстояло и сегодня успешно развивается. Я поздравляю всех, кто работает в машиностроении, их семьи с этим замечательным праздником, и желаю им семейного благополучия, стабильной работы их предприятий и чтобы у всех машиностроителей была достойная зарплата.