Раиса Скрынникова: «Запасы доброты у наших людей неисчерпаемы»

Раиса Скрынникова: «Запасы доброты у наших людей неисчерпаемы»
В течение тридцати лет Волгоградское региональное отделение Российского детского фонда возглавляла Раиса Скрынникова. Человек, призвание которого можно выразить одним словом – «помогать». Неравнодушие, доброта и большой организаторский талант давали ей силы долгие годы быть авторитетным лидером благотворительной организации.

Награда нашла героя

12 декабря губернатор Волгоградской области наградил Раису Скрынникову медалью «За заслуги перед Волгоградской областью». Под крылом Детского фонда выросли несколько поколений подопечных. Миллионы рублей удавалось собирать на медицинское реабилитационное оборудование, подарки и на скорую социальную помощь – то есть на одежду, обувь, продукты для самых нуждающихся. А еще на стипендии одаренным детям.

Детский фонд направлял ребят на лечение и в зарубежные поездки, на отдых в летний лагерь, экипировал на учебу, одаривал книгами и сладостями.

Приемные дети, сироты, мальчишки и девчонки из многодетных семей, дети с диабетом и ДЦП и, конечно, родители и усыновители, семьи пострадавших при стихийных бедствиях и конфликтах – вот те, кто множество раз переступал порог скромного офиса Детского фонда.

Детей сотни и сотни. Имена далеко не всех Раиса Кузьминична сейчас помнит. Многие приходят и звонят до сих пор, поздравляют с праздниками.

Если не я, то кто?

Раиса Кузьминична по характеру максималист, которая во всех начинаниях руководствовалась принципом «Если не я, то кто?». Поэтому она когда-то оставила престижную работу в областном управлении образования и навсегда ушла в Детский фонд – фактически в никуда, в новую, на тот момент пока еще никому не известную структуру с туманным будущим.

– Я была в Москве на учебе, где встретилась с создателем Российского детского фонда Альбертом Лихановым и услышала о его планах организовать первую в СССР благотворительную организацию по защите детства. Я обливалась слезами, когда он рассказывал о проблемах, которые тогда только-только проникали в прессу – детская наркомания, положение детей-инвалидов...

Тогда, в конце 80-х, начали с нуля – с выяснения истинного положения в родильных домах, детских больницах, для чего создавались бригады, комиссии, «десанты». Считали детей-сирот, находившихся под опекой (их выявили восемь тысяч), и они вызывали особую тревогу. Среди опекунов попадались пьяницы, пропивавшие сиротские пособия, инвалиды или хронически больные люди, которым нельзя было доверять детей. Внимание общества было обращено на положение сирот, детей-инвалидов, многодетных, пациентов детских больниц.

Мало кто знает, что в своем небольшом кабинете Раиса Кузьминична Скрынникова иногда ночевала, если днем не успевала сделать все намеченное. Служба в благотворительной организации – это черный хлеб.

– На наших праздниках или акциях, а потом в телерепортажах о них все выглядит легко и красиво. Но ведь этим торжествам предшествует кропотливая, черновая, монотонная работа. Поэтому работать в фонде остаются лишь проверенные временем, надежные люди. Самые бескорыстные. Самые участливые.

Способность Раисы Кузьминичны понимать и сочувствовать, не щадя своего больного сердца, наверное, вытекает из ее личной биографии.

Хлеб далекого детства

– Я дитя войны, – говорит она о себе.

Родилась Раечка за две недели до начала Великой Отечественной – 11 июня 1941 года в большой и дружной семье в селе Житкур Палласовского района. На всю жизнь запомнились трудные голодные времена послевоенного детства, когда «кусочек хлебушка на всех делили и никогда не наедались досыта». Настоящим светочем по сей день остаются семейный лад в родительском доме, православная вера мамы...

– Я шестой ребенок у родителей. После меня родились еще двое, – продолжает Раиса Кузьминична. – Четверо было приемных братьев и сестер – дети наших репрессированных родственников. О том, что у них в паспорте другие фамилии, я с большим удивлением узнала, только закончив школу. Настолько мудрыми и тактичными были наши родители. Семья была дружная, тихая. С раннего утра по дому разносился аромат свежих маминых пирогов, только из печи... 

Хлебосольство, гостеприимство тоже от мамы, сейчас говорит Раиса Кузьминична. В Детском фонде всегда много посетителей. Не налить человеку чашку горячего чая – против законов души.

Все начинается с семьи и все дороги ведут из детства, часто повторяет Раиса Скрынникова.

– Мы жили в селе Кайсацкое Палласовского района, где было плохо с электричеством. Свет давали всего на несколько часов, – вспоминает она. – Мама собирала всех детей под лампой, устраивала семейные вечера. Каждому из нас поручалось подготовить рассказ о художнике, писателе или композиторе. Мамочка наша была прирожденным педагогом, хотя имела всего три класса образования. Ее уроки я помню всю жизнь. Как-то мама заметила, что у меня откуда-то появился красный карандаш. Просто моя соседка по парте приносила цветные карандаши, а я случайно захватила один из них. Мамочка так огорчилась, что я взяла чужое, что отправила меня возвращать этот карандаш поздним вечером на другой конец села. Дала мне с собой палку, чтобы отбиваться от собак. Ту дорогу я никогда не забуду. С тех пор запомнила на всю жизнь, что никогда нельзя брать чужое. Лучше свое отдать.

Раиса Скрынникова уверена, что в нашей стране есть огромный неиспользованный ресурс, запас которого больше нефти и газа, – человеческая доброта. Просто эту скважину нужно открыть. В этом суть работы благотворительной организации. Спонсор – это далеко не всегда человек в дорогом костюме и с бумажником из крокодиловой кожи. Это любой соотечественник, который способен сострадать чужому несчастью.

Сон в руку

– Однажды мне приснился сон, что для детей-диабетиков незнакомая женщина пожертвовала 20 тысяч. Смеясь, рассказала об этом своему бухгалтеру, – делится воспоминаниями Раиса Кузьминична. – И каково же было наше изумление, когда в тот же день в Детский фонд пришла дама и принесла ровно такую же сумму на благотворительную программу. А во время пожаров бабушка из Центрального района принесла деньги, которые откладывала себе на похороны. Объяснила тем, что в детстве в деревне у них сгорел дом и она знает, каково это – остаться без крыши над головой. На самом деле наши благотворители очень разного социального статуса и профессий: учителя, адвокаты, нотариусы, ректоры, коллективы предприятий, пенсионеры, банкиры. Бывают взносы и по 100 рублей, и по 700, и по 70 тысяч... Я счастлива, что за годы работы в фонде удалось встретить столько хороших людей.

По состоянию здоровья Раиса Скрынникова оставила пост председателя. Но по-прежнему душой с Детским фондом – как эксперт, как человек, стоявший у его истоков.

– Люблю Детский фонд, как собственного ребенка, и, конечно, волнуюсь за его будущее. Передала его, уверена, в надежные руки. Ирина Соловьева несколько лет была зампредседателя попечительского совета фонда, одна из активных благотворителей, которая знает работу фонда. Тяжело далось рождение нашего Детского фонда. Были годы трудные и счастливые. А своим главным достижением я считаю то, что впервые за долгое время мы напомнили людям о милосердии.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий