Рассчитывать на материнского капитал смогут только нуждающиеся семьи

материнский капитал, условия предоставления, минфин, Айрат Фаррахов, Карен Туманянц
В 2017 году могут измениться условия предоставления материнского капитала.

Минфин РФ ищет более эффективные меры по поддержке рождаемости после прекращения действия программы, а региональные эксперты уже просчитали все необходимые для этого критерии отбора семей.

Напомним, программа материнского капитала была запущена в 2007 году в рамках демографической программы борьбы со старением и сокращением населения и первоначально рассчитана на 10 лет. Она начиналась с выплаты 300 тысяч рублей при рождении второго ребенка. В 2015 году размер выплаты составил 451 тысячи рублей. В проекте федерального бюджета на 2015 год запланировано потратить на эти цели более 340 миллиардов рублей.

Срок действия программы заканчивается 31 декабря 2016 года. Но уже сегодня, по данным Минфина, программа выполнила свою задачу по стимулированию рождаемости и требует пересмотра. Об этом заявил замминистра финансов Айрат Фаррахов.

По его мнению, данная мера была эффективна на фоне позитивного влияния других факторов: многочисленности женщин с наибольшим уровнем фертильности (20–29 лет), экономический рост и интенсивное увеличение доходов населения, повышение престижа материнства, формирование позитивного отношения в обществе к деторождению.

- Теперь необходим поиск более эффективных и адресных проектов, позволяющих достигать установленных целей после прекращения действия программы, - заключает он.

Региональные эксперты согласны, что социальную помощь лучше не «размазывать» для всех, а помогать только нуждающимся. По их мнению, с точки зрения борьбы с бедностью это очень перспективная корректировка. Вот, что по этому поводу рассказал РБК-Волгоградфинансовый аналитик Карен Туманянц.

- Я говорил о том, что эта программа материнского капитала социально несправедлива еще в момент ее появления, - говорит Туманянц. - Одинаковые суммы выдавались, например, семье миллионера и бюджетника. Сейчас правительство, наконец, предлагает задуматься над эффективностью этого механизма.

Можно долго говорить о каких-то социальных материях – повышении рождаемости и т.д. – но мы должны понимать, что эти средства платятся из бюджета, т.е. из кармана налогоплательщика, который вправе ожидать их эффективного использования. В данном случае эффективность предполагает анализ востребованности этих средств у конкретной семьи, необходимость вычленить ту группу людей, которым действительно сложно самостоятельно по объективным причинам решиться на второго ребенка. Именно для них и должна быть эта программа.

Проясняют волгоградские финансисты и сам принцип такого отбора семей.

- Есть масса критериев, подходов, уже существующих и эффективно применяющихся в западной практике. В основном, они сводятся к оценке уровня нуждаемости семьи, который определяется двумя показателями. Во-первых, соотношение среднедушевого дохода на одного члена семьи и медианных доходов в субъекте или муниципалитете. То есть не средний доход, который у нас обычно используется, а именно медианный, который Росстат начал считать с этого года. Он распределяет ровно пополам всех жителей – на тех, чей доход выше и ниже медиана. Он считается более справедливым критерием, нежели среднее значение. Среднедушевой доход в Волгоградской области за 2013 год согласно данным Росстата равен 12,8 тысяч рублей, а медианный -14,2 тысяч рублей. В целом по России среднедушевой доход – 25,6 тысяч рублей, а медианный – 18,9 тысяч рублей. В странах запада принято считать бедными тех, у кого среднедушевой доход семьи ниже, чем 40 - 60% от медианного.

Вторым показателем оценки уровня нуждаемости семьи выступает обеспеченность различными видами имущества. Он необходим в том свете, что ни для кого не секрет, что справки о низких доходах сегодня способны предоставить многие жители, а вот скрыть имущество сложнее. Третьим показателем должны стать элементарные проверки семьи. В своем заявлении на маткапитал семья будет указывать свое согласие на то, что сотрудники Пенсионного фонда или социальной службы имеют право прийти и ознакомиться с условиями их жизни. Понятно, что это достаточно трудоемкая и затратная процедура для государства, непривычная и где-то даже оскорбительная для россиян, но если семья просит общественной поддержки, денег, которые налогоплательщики заплатили в бюджет, то общество вправе требовать эффективного использования этих средств, - уверен эксперт.



Поделиться в соцсетях