Рекламу лишили градусов

В силу вступили ограничения на рекламу алкоголя в средствах массовой информации и Интернете. СМИ подсчитывают убытки, общественность ликует, а компании-производители продумывают новые маркетинговые шаги рекламной политики.

Безалкогольная зона

В России постепенное вытеснение рекламы алкоголя продолжается уже много лет. Все помнят запреты на рекламу спиртного на телевидении и мораторий на рекламу пива после 22.00. Потом картинки с горячительным обезличили и убрали изображения людей и животных. И вот – новое табу, которое налагается на рекламу всего алкоголя не только в СМИ, но и Интернете.

Как и у любого правила, здесь есть исключения. В данном случае они носят временной характер – для рекламы спиртного в печатных изданиях установлен переходный период до конца этого года, чтобы они могли выполнить контракты, которые уже заключены с производителями и продавцами алкогольной продукции.

– А как же пиво? – спросят многие. Для вас, уважаемые любители пенного напитка, напомним, что с 1 июля 2012 года пиво приравнено к спиртному, а значит, подчиняется тем же правилам (на безалкогольное пиво ограничения не распространяются).

Виновных накажут рублем

Такие изменения, естественно, не могли не ударить по карману СМИ, которые, по понятным причинам, лишаются немалых рекламных денег. «За год на рекламе алкоголя мы зарабатываем не менее полумиллиона рублей», – признался редактор одного из волгоградских изданий.

Руководители СМИ рисковать своей лицензией и идти на конфликт с ФАС не собираются, потому откровенную рекламу алкоголя никогда у себя не разместят. Тем не менее, волгоградские контролирующие службы начеку.

– Выявить недобросовестные СМИ и рекламодателей помогут мониторинги и систематические наблюдения, – считает заместитель руководителя – начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора по Волгоградской области Сергей Шаломеенко. – Хотя, полагаю, что с нашими местными производителями спиртного и средствами массовой информации проблем не будет. Ведь СМИ были предупреждены заранее, так что у них было время упорядочить свою документацию и подготовиться.

Поправки к Закону «О рекламе», которые объявили новые безалкогольные зоны, вступили в силу 23 июля. Чтобы воочию убедиться в наличии или отсутствии рекламы напитков покрепче, специально просмотрела кипу свежих газет, а накануне осаждала телевизор и весь вечер с упорством переключала каналы. Надо отдать должное – призывов выпить водки или отведать пива нигде не увидела и не услышала. Однако заметила кучу скрытой рекламы – в кинофильмах то и дело появлялись кадры с фирменной этикеткой горячительного. Получается, запрет распространяется не на всю рекламную продукцию?

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области четкого ответа на этот вопрос найти не удалось, зато там сообщили, что уже сейчас начата проверка телевизионных каналов на предмет наличия запрещенной рекламы алкоголя. В случае обнаружения таковой предусмотрено наказание: распространитель незаконной информации заплатит от 100 до 500 тысяч рублей.

Нельзя, но очень хочется…

Специалисты считают, что запрет рекламы алкоголя не окажет сильного влияния на продажи, а вот рекламный рынок изменится.

– Компании-производители ничего не потеряют, – уверен Дмитрий Семененко, руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда. – Просто реклама станет другой, ведь маркетинговых ходов много. Полагаю, что с запретом рекламы в газетах и TV будет расти количество промо-акций алкогольной продукции, увеличится число фирменных баров и листовок-спама в наших почтовых ящиках. Скорее всего, чтобы бренд продолжал появляться на экранах телевизоров и страницах газет, компании, производящие алкогольную продукцию, запустят выпуск линеек минеральных вод и лимонадов с этикетками, напоминающими пивные.

Производители, кстати, придерживаются той же точки зрения. Известная волгоградская пивоваренная компания, например, полностью пересмотрела свою рекламную политику.

– Теперь будем устраивать промо-акции, дегустации, фестивали, другие массовые спортивные мероприятия, продумывать фирменные подарки, – рассказала менеджер отдела рекламы компании Анна Семенова. – Если говорить об экономической составляющей, то такой подход, возможно, будет даже дешевле. Однако мы уже на себе прочувствовали «прелести» антиалкогольной компании в стране – за последнее время пиво стали покупать процентов на 20 меньше.

У психологов на этот счет есть свои умозаключения. Специалисты считают, что такая реклама будет даже эффективнее, так как станет воздействовать на людей точечно. Редко, но метко!

– Хорошая реклама всегда попадает в цель – воздействует на наши базовые инстинкты: самосохранение, сексуальность, а также желание быть такими, как все, – рассказывает психолог Людмила Словеснова. – Поэтому реклама алкоголя так вредна, особенно для неокрепшей психики детей и подростков. Конечно, для тех, кто принимает осознанное решение пойти в магазин и купить выпивку, это ничего не изменит. А вот на нашу молодежь теперь будет оказываться намного меньше психологического давления.