Как в пирамиде
У главного монумента памятника-ансамбля Героям Сталинграда «Родина-мать зовет!» снаружи остался лишь меч, а на лесах вовсю трудятся реставраторы – на все про все у них всего лишь несколько теплых месяцев. В ноябре строительные конструкции начнут разбирать, а к 75-летию Великой Победы здесь должны завершить все работы.
За тем, как «лечат» Родину-мать, пристально наблюдают эксперты – научное руководство и реставрационный надзор осуществляет группа московских и волгоградских специалистов. Один из них – архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России и Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена.
– Все работы изначально были разделены на две части, – рассказывает он. – Первая началась в 2017 году и была скрыта от глаз наблюдателей. В это время были полностью заменены тросы с закрепленными на них тензометрическими датчиками, позволяющими выявлять неравномерность напряжений внутри скульптуры. Кроме того, был выполнен ремонт основных силовых трещин, возникших внутри монумента.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Сталинградское детство художника Рахлеева
75-летний мастер спорта из Волгограда примет участие в первенстве Европы
Внутри скульптуры было найдено большое количество своего рода замкнутых камер – их обнаружили телекамеры, которые поместили внутрь Родины-матери с помощью специальных устройств, в этом отношении наш монумент по своему устройству схож с пирамидой Хеопса!
Из этих пустот удалили оставшуюся со времени строительства деревянную опалубку. Часть ее просто сгнила, и это позволило понять, куда именно внутрь скульптуры проникает влага.
Между тем разрушает монумент не только вода – это и мох, и водоросли, и агрессивные вещества, содержащиеся в атмосферном воздухе. Конечно, за время существования Родины-матери на ее поверхности выполнялись отдельные локальные ремонтные работы, которые проводили промышленные альпинисты в конце 90-х годов и в начале двухтысячных. От них остались, в частности, следы заделки повреждений и крепления альпинистского снаряжения.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Молодые бизнесмены развивают родной регион
К слову, цементный раствор, который тогда использовали, явно не соответствовал изначальному, и это добавляет сложности реставрации.
Скульптура посветлеет
Родину-мать из‑за ее внушительных размеров все мы привыкли наблюдать издалека. Большинству она видится цельной, гармоничной статуей, с некоторым оттенком желтизны.
– И никому давно уже и в голову не приходит, что это не подлинный ее цвет, а тот, который она приобрела со временем под воздействием атмосферных осадков и выбросов промышленных предприятий, – говорит Сергей Сена.
Действительно, если пристально вглядеться в старые фотографии Родины-матери, она будет непривычно светлой. Разгадка в том, что тогда ее поверхность еще не была загрязнена.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Эй вы там, на «верху»: в «нижнем» или «верхнем» детсаду оставят малышей Кумылги
Где тепло, там и родина: волгоградец открывает соцгостиницу для бездомных
«С куклами на вытянутых руках бегаем и ползаем»: как выглядит детский спектакль из-за кулис
Работы по очистке поверхности скульптуры ведутся по технологии «мягкий бластинг». Этот метод не только очистит Родину-мать, но и позволит обнаружить любые повреждения, возникшие на теле монумента. Только тогда и станет окончательно понятно количество трещин и ширина их раскрытия. Каждый тип подобных повреждений имеет собственную технологическую карту восстановления.
В результате Родина-мать вернет себе свой «родной» светло-серый цвет, который поначалу будет всем нам непривычен.
Кстати, именно такой цвет уже приобрели некоторые элементы памятника-ансамбля на Мамаевом кургане – например, стена со знаменитыми словами Василия Гроссмана «Железный ветер бил им в лицо…».
10 км трещин
Пока ясно, что одних лишь трещин, не говоря уже о сколах и прочих повреждениях, на поверхности Родины-матери в общей сложности свыше 10 км!
С земли большинство из них не разглядеть даже в бинокль.
– Просто многие едва ли толще миллиметра, – объясняет Сена. – Но и через них влага может попадать внутрь – если их не закрыть, это приведет к коррозии. Поэтому повсюду, где есть такие трещины, реставраторам надо добраться до арматуры и как следует ее обработать, то есть с каждой трещиной им приходится возиться, как врачам при лечении больного.
Сейчас, когда с помощью лесов обеспечен доступ к каждому квадратному сантиметру поверхности статуи, реставраторы разделились на реставраторов-исследователей и тех, кому предстоит такие трещины заделывать.
Маркерами разных цветов помечают начало и конец каждой трещины, сведения о каждой из них вносятся в исполнительную документацию реставрационных работ.
Удивительный факт: самые большие трещины обнаружились ровно в тех местах, где складки и морщины с возрастом появляются у живого человека – на суставах, плечевом поясе, шее.
У монумента в этих точках расположены так называемые шарнирные зоны, так что реставраторы говорят: у скульптуры появились отдельные болезни, которыми страдают многие живые люди, но помноженные на масштаб, в котором выполнен монумент.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
Камышинские супруги-отшельники на Крещение омывались из колодца-«бутылки»
Многодетная бабушка из волгоградского села встречает свою 109-ю весну
92-летний агроном из волгоградского хутора работала в Верховном Совете
Особый проект
В работах участвуют люди из разных городов. Волгоградец Роман Корябкин во время небольшого перерыва располагается на самом дальнем пальце монумента, на той руке, что зовет, и смотрит на самый впечатляющий вид нашего города. Роман – монтажник, но не каждому достается работа на таком объекте. Это большая ответственность и уникальный опыт, говорит он.
Владислав Евстропов тоже из Волгограда, он – разнорабочий, выполняет штробление, сверление, счистку нарушений покрытия. Уже почти весь монумент закрыт разметкой, нанесенной после дефектовки и анализа поверхности. Именно по ней Владислав ориентируется в работе.
А непосредственно дефектовкой занимается реставратор из Пскова. Алина Садовникова работает очень осторожно, внимательно. Пристегнутая ремнями к специальному контуру безопасности, находясь прямо на развевающемся плаще статуи, девушка простукивает специальным молоточком поверхность, вслушиваясь.
Читайте еще в рубрике «Выбор редакции»:
В Палласовском районе увековечили память пропавшего в 1941 году земляка
Волгоградцы отмечают 95-летний юбилей поэтессы Маргариты Агашиной
Реставратор ищет скрытые полости и отмечает маркером множественные трещины и те зоны, которые остро нуждаются в кропотливом ремонте.
Алина участвовала во многих проектах восстановления храмов, иконописи и говорит: это большая честь внести свой вклад в такую священную миссию, как сохранение памятников культурно-исторического наследия.
Забытые тайны
В ходе рестраврации находят и давно забытые элементы. К примеру, две гранитные таблички на постаменте.
– На них указаны имена людей и названия организаций, которые участвовали в проектировании и возведении монумента, – объясняет Сергей Сена. – Около 20 лет назад они были закрыты облицовочными плитами. Почему – этого сейчас никто не помнит.
А еще реставрация предусматривает восстановление геометрии холма, на котором установлена скульптура. По мнению экспертов, там есть проблемы, требующие внесения корректив в проект – в частности, это относится к дренажу, водоотведению от подножия монумента.
– Работы идут в две смены, темп очень высокий, – говорит Сергей Сена. – Примерно половину времени реставрации заняли установка и сборка лесов, снимать их будут в ноябре. А полностью реставрацию, включая обустройство прилегающей зоны, завершат к 9 мая 2020 года.
Поделиться в соцсетях:
нет
Комментарии
Людмила | 16.10.2019 18:04
Добавить комментарий