РИТМ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ

РИТМ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, ставшие основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных является концепция выдающегося австрийского музыкального педагога и композитора Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей», получившая свое распространение уже в 40 странах мира.

Дыши и пой играючи

Слово «Schulwerk», понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах – цимбалах, маракасах, колокольчиках, треугольниках и других. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

Музыкальное обучение – не единственный плюс этой системы. Не менее важно то, что дети учатся правильно дышать. Кроме того, в результате обучения игре на той же блокфлейте лечатся бронхит, стенокардия, развивается мелкая моторика пальцев рук. Для детей с аутизмом, с ДЦП методика Орфа также является своеобразной формой лекарственной терапии.

Но самое главное, что методика Карла Орфа универсальна и находит свое применение не только в музыкальных, но и в обычных общеобразовательных школах, позволяя по-настоящему раскрепостить личность учеников. И это не из книг, а на собственном опыте знают урюпинцы.

В «столице российской провинции» музыкальное воспитание по концепции Орфа получило популярность среди педагогов. Первой этим серьезно занялась преподаватель городской детской школы искусств Елена Забурдяева. А несколько лет назад в городском лицее был создан даже экспериментальный класс, где дети с 6 лет обучались по методике Карла Орфа. Практика показала: они выросли не закомплексованными, очень восприимчивыми к общению, не боящимися отстаивать свою точку зрения. Ученики экспериментального класса с удовольствием выступали и на сцене. Окончив лицей и музыкальную школу, все они стали успешными. И, кстати, не забросили музыку. Как рассказывает директор лицея Ирина Сагалаева, каждый второй из них стал профессиональным музыкантом!

Козе – баян

Сторонники методики Карла Орфа уже второй раз встречаются в Урюпинске. В этот раз сюда приехали преподаватели музыки из Московской области, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Башкортостана, Эстонии. «Изюминкой» семинара стали занятия, проводимые Ульрикой Юнгмаер, ученицей Карла Орфа, которая много лет работает в Зальцбурге, в институте, носящем его имя. Шесть дней музыканты-энтузиасты делились своими наработками с коллегами, а по окончании занятий, помимо удовольствия от общения друг с другом, получили еще и свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации (семинар в Урюпинске проходил под патронажем и при методической поддержке Волгоградской академии повышения квалификации работников образования).

Власти Урюпинска намерены и в дальнейшем организовывать подобные международные форумы – для «столицы российской провинции» это вопрос престижа.

– Сегодня все знают об урюпинских козах и пухе, но мало кто знает, что в нашем городе происходят и серьезные музыкальные события, – говорит начальник отдела культуры, спорта и туризма администрации Урюпинска Наталья Мелованова. – Помимо международного семинара по орф-педагогике, который становится у нас уже традиционным, в Урюпинске регулярно проводится и конкурс исполнительского мастерства юных музыкантов «Ступень к Парнасу». А наша музыкальная школа, между прочим, является старейшей музыкальной школой в Волгоградской области. Она была открыта в 1934 году и даже во время войны ни на один день не прекращала функционировать.

Областные власти намерены поддержать добрые музыкальные начинания урюпинцев. Региональное министерство культуры предложило им составить заявку для вхождения в разрабатываемую сегодня по указанию Президента России целевую федеральную программу по поддержке одаренных детей. Это позволит не только решить вопрос по софинансированию, но и придаст урюпинским музыкально-педагогическим форумам более высокий статус.

Поделиться в соцсетях