Родительское удостоверение

Катастрофический рост аварий с участием детей на скутерах и мопедах вынудил сотрудников ГИБДД пойти на крайние меры. Ответственность за устроенный на дороге хаос ляжет на родителей, а точнее – на их кошелек в виде административного штрафа.

Дети-камикадзе

Цена нового скутера – около 20 тысяч рублей, подержаный обойдется – и того дешевле. Водительские права и достижение 18 лет не обязательны. «Управлять скутером не сложнее, чем обыкновенным аудиоцентром», – завлекает реклама. Это небольшое транспортное средство можно разогнать до ста километров в час. Доступность и опасность создают гибельную смесь.

Нет ничего удивительного в эпизоде, о котором возмущенно рассказывает его очевидец – главврач медицинского центра, психиатр Ксения Магнитская.

– Загорелся зеленый, люди вышли на переход, и тут из-за машин выскочили четыре скутера. На каждом по двое мальчишек, лет по 12. Пролетели на «красный», виляя сквозь толпу людей, переходящих дорогу. Страшно. Я тогда подумала, что унесутся они так не далее ближайшего перекрестка.

По статистике, за первые полгода 2010-го в регионе произошло всего две аварии с участием несовершеннолетних скутеристов. В этом году их уже 15. Такими темпами Волгоград за пару лет подтянется до столичного уровня: в прошлом году в Подмосковье произошло 1138 ДТП с участием мопедов и скутеров. То есть ежедневно случалось по 3-4 аварии, в которых горе-водители и их пассажиры-камикадзе ломали руки-ноги. 149 человек погибли.

– Я считаю, что правила дорожного движения, хотя бы их минимум, должны знать все: и водители, и пешеходы. Те, кто сидят за рулем скутеров и мопедов – не исключение, – комментирует ситуацию Сергей Гриценко, директор автошколы. – Отдельный вопрос – возраст. Своим детям я бы никогда не разрешил садиться за руль транспортного средства до 16-летия. Для безопасной езды нужно иметь стаж, наработку способности оперативно оценивать ситуацию на дороге. Это под силу не всем взрослым, а о детях вообще не может идти речи! На мой взгляд, нужно вводить ограничения по возрасту на право управления скутерами и мопедами.

Дума думает

Похоже, очевидную необходимость поправок в закон видят все, за исключением тех, кто имеет право их рассмотреть и принять. Месяц назад, занимаясь разработкой дополнений к законодательству о водительских правах, правительство в очередной раз, уже на стадии проекта вычеркнуло идею введения прав на управление мопедами и скутерами.

Остается надеяться, что после думских каникул инициатива не канет в Лету. Если не из-за страшной статистики, то хотя бы благодаря удивительной настойчивости ГИБДД. Представители этого ведомства настаивают на введении обязательных прав на вождение скутера уже как минимум семь (!) лет.

Пока же каждый регион выкручивается по-своему. На днях, например, Виктор Григоров, начальник управления ГИБДД по Волгоградской области, предложил создать отдельные площадки для несовершеннолетних, желающих покататься на упомянутых транспортных средствах. С похожими инициативами выступают и в других городах, предлагая, например, создать в городах сеть специальных вело-скутерных дорожек. Понятно, что в условиях, когда для ремонта обычных дорог регионы дотируются у федерации, подобные инициативы звучат утопично.

Сколько стоит риск

Не найдя поддержки у властей, волгоградское ГАИ обратилось к сознательности родителей юных гонщиков. А, не обнаружив сознательности – к карательным мерам.

Дело в том, что прежде единственным воздействием на ребенка, нарушившего на своем скутере ПДД, была беседа в правоохранительных органах и/или школе. Никаких штрафов, арестов и прочих взысканий. Теперь ситуация может измениться.

– Этот вопрос пока только прорабатывается, – говорит Екатерина Дружинина, инспектор отдела пропаганды УГИБДД по Волгоградской области. – Планируется, что совместно с подразделением по делам несовершеннолетних мы будем проводить рейды, направленные на поимку юных нарушителей ПДД. Ответственность за их проступки будет возлагаться на родителей, и расцениваться как «Неисполнение родительских обязанностей по воспитанию детей». За это предусмотрен штраф в размере от ста до пятисот рублей. Суммы, увы,конечно, несоизмеримы с тем риском, которому они подвергают жизнь и здоровье своих детей.

– Я думаю, штрафы должны быть более ощутимыми, – комментирует Ксения Магнитская. – Родителям нужно понять, что дети нуждаются в острых ощущениях. Важно до начала переходного возраста увлечь ребенка спортом, в том числе и экстремальным видом. Например, катанием на скейте. Или брейк-дансом. Или чем-то еще. Не приводите аргументы о безопасности – ребенок может их не понять. Не торгуйтесь с ним, обещая купить скутер за хорошие оценки. Умейте правильно говорить «нет» и предлагать альтернативу.