Секретная школа рейхсвера

  • Секретная школа рейхсвера
  • Секретная школа рейхсвера
  • Секретная школа рейхсвера
  • Секретная школа рейхсвера
Правда ли, что до войны в СССР учились будущие немецкие летчики?

Много лет назад, когда в Волгограде еще жива была Кача – старейшая летная школа России, в ее музейных фондах я раскопал историю создания в СССР в начале 30?х секретной школы по подготовке военных летчиков для Германии. Это оказалась очень любопытная история...

«Научно-испытательная станция»

Согласно Версальскому договору, побежденной в Первой мировой войне Германии запрещалось создавать наступательные вооруженные силы. Немецкое руководство обратилось тогда к советскому правительству с секретным предложением о создании на территории нашей страны германских учебных военных курсов.

На заседании Политбюро ЦК немецкое предложение одобрили: оно давало возможность перенять немецкий опыт в подготовке военных кадров, приобрести новейшие военные технологии. В целях конспирации подготовку немецких специалистов было решено организовать не в Москве, а в провинциальных городах.

Так, 11 августа 1922 года между Советским Союзом и Германией было заключено секретное соглашение о создании в СССР авиационной, танковой и химической школ. В 1923 году немецкое военное министерство через посредников тайно закупило у голландской фирмы «Фоккер» для создания авиашколы 50 одноместных самолетов. В следующем году в СССР выехала группа немецких военных специалистов. Все они вошли в руководство авиашколы, место для создания которой выбрано было в Липецке.

На строительство школы германский рейхсвер выделил 2 млн рублей в переводе на советскую валюту – деньги в то время немалые.

Как грибы в Липецке вырастали ангары, склады, казармы, жилые дома для персонала, телефонная станция. Под размещение школы были реконструированы корпуса бывшей табачной фабрики, а местный ипподром – под аэродром.

В июне 1925 года в Липецк пришли упакованные в ящиках (якобы сельхозтехника) самолеты «фоккер». Прибыли также первые немецкие летчики-инструкторы и курсанты.

В советских документах немецкое авиа­подразделение фигурировало как «Часть А 5», или 4?й авиационный отряд 38?й эскадрильи ВВС РККА. Немецкий персонал секретной школы при этом называли не иначе как «друзья, привлеченные для подъема народного хозяйства СССР». В немецких же документах авиашкола значилась как «научно-испытательная станция Вифупаст».

Немецкие инструкторы и курсанты направлялись к нам под видом туристов либо как служащие частных немецких фирм, но под чужими фамилиями. Ходили они в гражданской одежде, иногда в советской военной форме, но без знаков различия. После занятий открыто гуляли по улицам. На танцах охотно знакомились с русскими девушками.

Подготовка летчиков в школе началась 15 июля 1925 года. Через год в Липецк прибыли для испытаний новейшие немецкие самолеты «Хейнкель», «Юнкерс» и «Альбатрос».

В 1932 году численность курсантов школы, немецких и советских, достигла 303 человек. Десятью годами позже многие из них встретились лицом к лицу в небе Сталинграда…

В липецкой спецшколе трудились техниками и разнорабочими немало наших земляков. Сохранились воспоминания одного из них, Якова Федотовича Текучева:

«...Я приехал в Липецк из Сталинграда летом 1931 года. Биржа труда направила меня в 4?й авиаотряд разнорабочим. Через год после окончания курсов был допущен к работам в ангаре. Там стояли учебные «фоккеры» с крыльями из фанеры, без опознавательных знаков, выкрашенные в зеленый цвет. Работали мы шесть дней в неделю, с 8 до 16 часов.

Каждый сотрудник, приходя на работу, вставлял в специальное приспособление карточку. Придешь вовремя – загорается синяя лампочка, опоздаешь – красная. При расчете немцы все это учитывали до минуты. Деньги тогда получали не в кассе – их развозил на велосипеде немец-кассир. Он передавал их нам в конвертах.

Полеты начинались ровно в 9 часов утра. К этому времени мы выкатывали «фоккеры» из ангара. Обучение курсантов было жестким – практиковались, например, обязательно «мертвые петли». Не все немецкие курсанты благополучно из них выходили – некоторые разбивались, а чаще садились в реку или в рожь...».

Бывал ли Геринг в Липецке?

По воспоминаниям сталинградских летчиков, проходивших стажировку в Липецке, на полигоне отрабатывались пикирование с бомбометанием, высотные полеты, стрельба из пулеметов по мишеням, аэрофотосъемка, проходили испытания новых типов прицелов и радиосвязи. Практиковались совместные полеты немецких и советских летчиков, корректировка артогня с воздуха.

Причем СССР не ограничивал немецких «друзей». Их самолеты свободно пермещались по всему Центрально-Черноземному району, совершали посадки в Куйбышеве, Воронеже, Казани, Саратове, Энгельсе, открыто производили фотосъемку, якобы в учебных целях. Быть может, поэтому в годы войны были прицельно «накрыты» ударами с воздуха многие наши военно-промышленные центры?

За восемь лет липецкая школа подготовила десятки немецких воздушных асов – будущих генералов люфтваффе. Ганс Ешоннек, Курт Штудент, Ганс Шпайдель, Гюнтер Лютцов, Вильгельм Фальк и даже сам Герман Геринг.

Вокруг этой фигуры много неясностей. Но нашлись свидетели (в том числе выпускник липецкой авиашколы Герой Советского Союза Виктор Анисимов), которые утверждали, что Геринг на несколько месяцев приезжал в Липецк в середине двадцатых. И, якобы, завел себе даже подружку, Надежду Горячеву, с которой познакомился на танцах. Он влюбился, сделал ей предложение и пообещал забрать в Германию. Но не сдержал слова.

Говорят, будучи женатым на шведской аристократке, он тайно продолжал писать своей Наде, у которой родилась дочь. Эта история стала известна ОГПУ, и Горячеву выслали в Казахстан, где ее следы затерялись...

***

А школа в Липецке просуществовала до сентября 1933 года. После нее остались классы, ангары, склады, телефонная станция, оборудование и даже несколько самолетов. На этой базе впоследствии была создана Высшая летно-тактическая школа ВВС РККА.

Поделиться в соцсетях