Семеро смелых девчат

Семеро смелых девчат
Волгу от фашистских мин очищал сталинградский тральщик, экипаж которого полностью был женским

За время Сталинградской битвы корабли Волжской военной флотилии переправили в сражающийся город более 63 тыс. бойцов и командиров, более 15 тыс. тонн боеприпасов, продовольствия, более 500 боевых машин. Командующий 62?й армией генерал Василий Чуйков отмечал в своих мемуарах:

"...Неоценимую услугу армии оказали моряки Волжской военной флотилии. Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском для жизни экипажей. Если бы этого не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи..."

"А вы не боитесь?"

В дни Сталинградской битвы буксирный теплоход, за штурвалом которого стояла комсомолка Тоня Куприянова, выполнял боевые задачи по доставке грузов.

В своих воспоминаниях адмирал Юрий Пантелеев, командующий Волжской военной флотилией в 1943 году, писал:

«Ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

– А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии...».

Командиру Тоне был 21 год

Женщин было немало в составе флотилии, но в большинстве они не были матросами. Наверное, это был единственный экипаж в советском Военно-Морском флоте, укомплектованный женщинами. Но совершенно точно – один из 203 экипажей тральщиков Волжской военной флотилии.

По поводу правительственных наград поговорим чуть позже. А старый катер, про который говорил адмирал, это – небольшое судно с деревянным корпусом, построенное в 1937 году. Первое название – буксирный газоход № 12.

Двигатель – 60-сильный тракторный мотор ЧТЗ, приспособленный для работы вместо жидкого топлива на генераторном газе, который получали при сжигании деревянных чурок. Служил газоход № 12 в Вятском речном пароходстве.

Еще на Вятке в его экипаже трудились мотористами Агния Павловна Шабалина и Евдокия Сергеевна Пархачева. В начале навигации 1943 года буксирный газоход

№ 12 в числе группы судов Вятского речного пароходства – два парохода и пять газоходов – был мобилизован и стал тральщиком Т-611.

Евдокия и Агния остались в экипаже: первая стала командиром отделения мотористов, вторая – мотористом. Команду тральщика возглавила старшина 2-й статьи Антонина Емельяновна Куприянова.

Командиру тральщика тогда исполнился 21 год. В экипаж также вошли: пулеметчица Вера Чапова, минер Анна Федоровна Тарасова, рулевой Тамара Ивановна Лекалина, матрос Вера Варламовна Ухлова. Все они были ровесницы.

Бесстрашный экипаж

После разгрома под Сталинградом, противник продолжал попытки прервать судоходство на Волге, которая была действительно главной водной магистралью страны. Каждую ночь немецкие бомбардировщики бомбили караваны судов, сбрасывали на судовой ход мины. Это были магнитные и акустические мины, которые взрывались от магнитного поля судна или шума его двигателей. Они имели и различную кратность – от двух до шестнадцати. Тральщик должен был пройти над миной до шестнадцати раз, чтобы она взорвалась.

Вторая бригада траления, в шестой дивизион которой вошел тральщик Т-611, базировалась в селе Горный Балыклей. Траление проводилось на плесе Быковы Хутора – Луговая Пролейка.

Считается, что за две навигации 1942-го и 1943-го посты наблюдения и связи зафиксировали постановку 756 мин противника. В каждой из них было до трехсот килограммов тротила. Экипаж Т-611 обнаружил и уничтожил три такие мины.

Из женского экипажа была награждена только его командир Антонина Куприянова. По крайней мере, удалось найти только этот документ:

«...31 июля личный состав ТЩ 611 под руководством старшины 2-й статьи Куприяновой подорвал вражескую мину. Мина была подорвана в сложных условиях. При подрыве мины старшина 2-й статьи Куприянова показала свои хорошие боевые качества. Старшина 2?й статьи Куприянова удостоена правительственной награды – медаль «За боевые заслуги».

***

Тральщик Т-611 в действующей армии находился с 21 мая по 30 июня 1943 года. В апреле 44-го он был разоружен и возвращен Вятскому речному пароходству. После войны экипаж разлетелся кто куда. Но известно, что одна из девушек работала в Волгоградском узле связи Нижневолжского речного пароходства. Так что «Сталинградка» обязательно продолжит поиск новых материалов об этой уникальной девичьей команде.

Фото wot-news.com

Поделиться в соцсетях