Сергей Бологов о Волго-Ахтубинской пойме

Сергей Бологов о Волго-Ахтубинской пойме
Для того чтобы развивать пойму в том ареале, в котором она сложилась, необходимо вмешательство человека. Это мелиорация, поиск возможностей искусственной подачи воды

Сергей Бологов, директор филиала ОАО «РусГидро» – «Волжская ГЭС».

Ни для кого не секрет, что ситуация с обеспечением поймы водой сложная. В этой связи выдвигаются претензии и к гидроэнергетикам. Попытаюсь объяснить свое видение этой проблемы. Сегодня Волжская ГЭС работает в штатном режиме, выполняя задание по сбросу того объема воды, который нам и направлен. До начала июня работали с объемом воды в 14 000 кубических метров в секунду. Потом будет снижение расходов до 9 000 кубических метров в секунду. Год 2015-й маловодный. Ситуация осложнена тем, что и прошлый год тоже был таким. Поэтому многолетние запасы, которые были накоплены в водохранилищах Волжско-Камского каскада, использованы на паводок прошлого года как раз с целью обводнения Волго-Ахтубинской поймы. В этом году этих запасов нет, так как приток по результатам таяния снегов очень мал, гораздо ниже среднемноголетнего, поэтому ситуация с водой такая тяжелая. Ее меньше, чем в прошлом и даже в 2006 году, который все вспоминают, говоря об экологических проблемах поймы.

Мы, гидроэнергетики, тоже озабочены этими проблемами очень серьезно, но при этом четко понимаем, что воды больше не станет. И риски маловодных лет всегда существуют. Для того чтобы развивать или сохранять пойму в том ареале, в котором она сложилась, на мой взгляд, необходимо вмешательство человека. Это мелиорация, поиск возможностей искусственной подачи воды в случае критических ситуаций. В этом году администрацией Волгоградской области принято такое решение.

Я считаю, что это единственный путь, который сможет снизить риски деградации поймы. Спрогнозировать, как будут обстоять дела на следующий год, тоже невозможно, потому что на водность влияет очень много факторов. Даже если снега много, но он определенным образом стаивает и уходит в подводную часть, не опускаясь в русло реки, в итоге мы тоже получаем маловодье. Ситуацию с водой нужно рассматривать, безусловно, по всему Волжско-Камскому каскаду, и когда говорят о том, что необходимо всю имеющуюся воду пустить на обводнение Волго-Ахтубинской поймы, это, я думаю, неправильное заявление. Потому что межведомственная комиссия принимает решение об объемах сброса не столько экспертно, сколько расчетным путем. Определяются все ограниченные условия по поводу отметок водозаборов, глубин фарватера для речного транспорта, необходимости рыбного хозяйства для сохранения определенных отметок в дельте Волги, в районе Астрахани. И потом, по сочетанию этих величин и наличию объемов ресурсов, вполне оцифрованных на данный момент, принимается решение.

DNG