Но к категории «отличников» мы, увы, не относимся: из 284 функционирующих в регионе объектов придорожного сервиса не более трех десятков могут претендовать на «звание» современных торгово-сервисных комплексов…
До недавнего времени впечатление гостей от нашей области было, мягко говоря, неважное. Грязные вагончики у трасс да убогие лотки, обшитые жестью, где торговали подозрительными пирожками, – вот и весь «сервис». Сегодня ситуация меняется. Не так быстро, как хотелось бы. Бороться с торгово-придорожной вольницей чрезвычайно сложно. Но если делать это целенаправленно и методично на протяжении многих лет, то результаты обязательно будут. Пример тому – Новониколаевский муниципальный район.
Все под контролем
В Новониколаевском районе проблему придорожного сервиса решают давно и эффективно. Еще в 2003 году областные власти начали проводить здесь семинары для заместителей глав райадминистраций, учить их, как организовывать придорожный общепит, – уже в то время большая часть предприятий придорожного общепита в районе была сертифицирована! С тех пор прошло много лет. В обладминистрации менялись руководители и структура, наведение порядка в придорожном сервисе то входило в число приоритетов региональных властей, то из этих приоритетов выпадало. А в Новониколаевском районе упорно продолжали заниматься своей «придорожкой», держа ее под постоянным контролем.
«Что бы ни случилось в нашем придорожном общепите, я как глава буду нести ответственность за это!» – говорил бывший руководитель района Юрий Минаев. «Все, кто приезжает в Волгоградскую область по московской трассе, первым делом видят наш придорожный сервис и именно по нему составляют свое впечатление о регионе. И мы не должны испортить репутацию области!» – считает нынешний глава района Сергей Чулков.
Новониколаевцы и не портят. Неоднократно становились победителями ежегодных областных смотров-конкурсов объектов придорожного сервиса, а в конце прошлого года сразу 3 представителя района стали его призерами. Больше ни одно муниципальное образование таких массовых успехов на «придорожной ниве» не демонстрирует.
В районной администрации не без гордости констатируют: если в среднем по области на каждые 10 тыс. населения приходится 200 предпринимателей, то здесь их 600! Понятно, что люди «ударились в бизнес» не от хорошей жизни. Но для многих из них потеря предыдущего места работы стала стартом для новой, более успешной деятельности.
Из слесарей – в официанты
– Мои профессии перечислять устанешь, – улыбается Юрий Амельчев, владелец закусочной «Уют», занявшей 3-е место в областном конкурсе. – Слесарь по ремонту оборудования, слесарь КИП и автоматики, работал даже бойцом скота на мясокомбинате, пока тот не обанкротился. А теперь вот предпринимателем стал!
Это сейчас Юрий Сергеевич улыбается. А 15 лет назад ему было не до шуток. Без работы остался он с женой. Копейки получал брат жены, Сергей Истомин, работавший в колхозе сварщиком, и его супруга – медсестра. Нужда объединила родственников. На паритетных условиях они приобрели железный полевой вагончик, поставили туда два стола. Женщины кошеварили, мужчины осваивали профессии официантов и посудомоек. Сейчас в закусочной «Уют» уже 30 посадочных мест. В клиентах здесь недостатка не испытывают. Посетителей в «Уюте» обслуживают уже не только представители семейства Амельчевых – Истоминых, но и еще 10 человек наемных работников.
– Это наши постоянные сотрудники, – объясняет владелец закусочной. – А летом принимаем на работу еще человек 10. Оформляем всех, как положено.
Роспотребнадзор отдыхает
Предпринимателем Оксаной Победаш в райадминистрации тоже гордятся. На стенах ее закусочной «Глобус» уже места не хватает для дипломов и почетных грамот, а на последнем областном конкурсе она вновь победителем стала, заняв 2-е место.
В придорожном сервисе Оксана Евгеньевна «по наследству» оказалась. Родители долгое время работали на Севере, потом перебрались в Новониколаевский район. А поскольку с трудоустройством возникли проблемы, решили организовать собственный бизнес – купили маленький вагончик на трассе. Начинали тоже фактически с нуля. Пока Оксана училась на бухгалтера, мама в закусочной была поварихой, а отец занимался интерьером.
Сегодня «Глобус» – одно из самых стильных предприятий общепита на московской трассе. Летом тут особенно красиво – вход украшают несколько больших клумб с разноцветными петуньями.
– Но главное – даже не внешний антураж, – считает Оксана Павловна. – Мы требуем от наших сотрудников высокой культуры обслуживания и безупречной вежливости. Основные наши клиенты – дальнобойщики, и для них важно после долгой дороги отдохнуть и вкусно покушать в спокойной, уютной обстановке. Мой папа был водителем, и я хорошо это понимаю.
Бизнес по-родственному
Татьяна Бороздина – легенда Новониколаевского придорожного сервиса. Ее белоснежный теремок «У Татьяны» знают, наверное, по всей московской трассе, и 1-е места в областных конкурсах ей получать не впервой. Здешнее меню впечатляет: около 20 наименований первых блюд, около 40 вторых, а салатов столько, что даже хозяйка в их числе ошибиться боится.
Между тем в придорожном общепите Бороздина тоже человек случайный. Бухгалтер по образованию, последние годы она работала дояркой на ферме. Когда ферма приказала долго жить, во весь рост стал вопрос «Что делать?» У Бороздиных четыре дочки от 9 до 15 лет, их кормить, одевать и учить надо. На последние деньги купили вагончик на трассе, и Татьяна Ивановна занялась тем, что умела лучше всего – готовить.
– В вагончик мы перетащили всю мебель из дома, всю посуду и столовые приборы, – вспоминает она. – Питались сами тоже здесь.
Интересно, что четыре дочери Бороздиной тоже работают в закусочной поварами – всех мама научила. Задействованы в семейном бизнесе и четыре зятя. Большим подспорьем для закусочной является подсобное хозяйство Бороздиных – около 50 овец и до 180 свиней. Так что в качестве здешних мясных блюд можно не сомневаться – все натуральное.
– Конечно, очень боялась начинать незнакомый бизнес, – признается Татьяна Ивановна. – И боюсь до сих пор. Это ведь колоссальная ответственность – мы же людей кормим. А еще ответственность перед большим коллективом (у меня, помимо дочерей и зятьев, более 20 постоянных сотрудников) и ответственность перед администрацией района. Не только я – все мои коллеги могут сказать ей слова благодарности. Возникающие проблемы мы решаем сообща и всегда можем рассчитывать на помощь и поддержку районных властей.
И еще многая лета
В районной администрации значимость придорожного сервиса для муниципального образования прекрасно понимают. «Лицо области» – да, но не это главное. Придорожный сервис решает одну из самых актуальных проблем – проблему занятости. Предприниматели, работающие на трассе, создали свыше 200 рабочих мест, а в летний период – почти в 2 раза больше. Для района это серьезная цифра. К тому же от «придорожки» идут неплохие налоги в бюджет, предприниматели занимаются благотворительностью, помогают учреждениям социальной сферы и вообще активно участвуют в жизни муниципального образования.
– Конечно, предприятия придорожного сервиса для нас постоянная головная боль, – говорит глава района Сергей Чулков. – Но если они вдруг закроются, головной боли будет еще больше.
Сегодня представители придорожного общепита чувствуют себя не слишком уверенно. Все их объекты считаются временными. Московскую трассу планируется расширять, а, значит, и закусочным придется искать новое «место жительства». Но районные власти и здесь готовы их поддержать. Выделено 4 гектара муниципальной земли под новую инвестиционную площадку, сейчас она соответствующим образом оформляется и, как обещает Сергей Степанович, месяца через три предприниматели уже могут осваивать новую территорию, строя постоянные объекты. Абсолютное большинство предпринимателей на этот шаг согласны и даже объединились в кооператив.
– Мы работаем не только на себя, но и на авторитет района и области, – убежден Юрий Амельчев.
И кто с ним поспорит?..