Недавно депутат Волгоградской областной думы Евгений Шаманаев побывал в Стране утренней свежести, как часто ее называют. Поэтому любопытно узнать из первых уст, что же там происходит.
По особому приглашению
– Нашу делегацию по приезде поселили в лучшую гостиницу в центре Пхеньяна, – рассказывает Евгений Шаманаев. – Программа визита была весьма насыщенной – мы ежедневно принимали участие в трех-четырех мероприятиях.
Я сразу отметил, что северокорейцы ничего не говорят предосудительного о своем «великом маршале» Ким Чен Ыне – это расценивается как личная обида! Данная тема фактически закрыта. И позже мы долго упрашивали их ответственных работников подарить нам значки с ликами Ким Чен Ына. При вручении они благоговейно сказали, чтобы мы бережно относились к этому подарку…
Мы посмотрели основные достопримечательности страны: Кымсусанский дворец Солнца – мемориальный комплекс-усыпальницу их вождей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, музей в честь Победы в освободительной войне. Его экспозиция и памятники призваны сохранить память о подвиге корейского народа, давшего отпор американской агрессии в 1953 году.
Кстати, корейцы свято чтут память не только своих героев, но и воинов Советской армии, которые тогда помогали им. На монументе выбиты фамилии погибших солдат и офицеров нашей армии. Памятник находится в отличном состоянии, и в годы правления Ким Чен Ира здесь побывал Владимир Путин.
Невероятно, но факт
Нас поразили архитектура и огромные размеры квартала «Мирэ» в одном из районов Пхеньяна. Он построен за один год и насчитывает 6 тыс. жилых квартир, которые переданы бесплатно научным работникам страны. Глядя на красивые высотные здания, я засомневался, что их так быстро построили. Все?таки знаком со строительством не понаслышке! Обратился к сопровождавшим нас сотрудникам посольства России. Они подтвердили, что квартал построен действительно за год. Из стройматериалов лишь небольшая часть китайского производства, все остальное произведено внутри страны. Оказывается, в Северной Корее есть металлургический завод, где выпускаются металлоизделия для строительства. Да, это делается не в масштабных количествах, как у нас, но достаточно для внутреннего обеспечения комплектующими деталями. Есть также цементный завод и предприятие по производству щебня. То есть все материалы, касающиеся конструктивных решений при возведении зданий, в стране имеются.
Наполовину в шутку, наполовину всерьез я спросил северокорейцев: «Если у вас столь мощное строительство, почему нет Дня строителя, как в России?» Они задумались: действительно интересная идея – иметь такой профессиональный праздник! Предложил им выйти с такой инициативой к «великому маршалу».
В КНДР вообще строится много жилья для простых тружеников. Но существенный момент – очень большое количество объектов возводят военные строители. Здесь играет роль тот фактор, что их армия – одна из крупнейших в мире и насчитывает более миллиона военнослужащих.
Для сравнения: в стране проживает 25 млн человек, а в России 145 млн, и в нашей армии 990 тыс. военнослужащих, в Китае – 1,5 млрд жителей, а в армии – 1 млн 300 тыс. военнослужащих. Поэтому держать такое количество людей «в простое» в Северной Корее посчитали просто неэффективным решением и нашли им дополнительное применение – строить дома.
Вообще, военные здесь повсюду. Блокпосты расположены на дорогах, солдаты везде поддерживают порядок и чистоту. Это при том, что еще есть народная милиция.
Нам показали и горнолыжный курорт Масикрен, который по технической оснащенности, по моему мнению, не уступает сочинской Красной Поляне. Из десяти трасс лишь одна – любительская. Это место отдыха никогда не пустует. Правда, члены нашей делегации заспорили, как домики построены на вершине горы – ведь кругом нет дорог, не на фуникулере же поднимали стройматериалы? Оказалось, что все поднимали… вручную.
В свободном доступе находятся культурно-развлекательные центры и аквапарки. На улицах нет пьяных, и я встретил лишь одного курильщика. Зато удивился, что северокорейцы едят много мороженого, учитывая, что на улице было холодно.
Все вокруг – свое
В Северной Корее много детских центров (аналогичных советским Дворцам пионеров), где большое внимание уделяют подрастающему поколению. По заявлению властей, дети – это «короли страны». На факультативных занятиях они изучают физику, астрономию, информатику, химию.
Хорошее впечатление оставили местные поликлиники. Медицинское обслуживание на достойном уровне и бесплатное. Среднее и высшее образование граждане КНДР также получают за государственный счет.
В магазины мы почти не ходили, так как были ограничены по времени пребывания и в местных деньгах. А поменять валюту нет возможности – в стране отсутствуют пункты обмена. Хотя магазины у них, скажем так, советского образца: там одновременно есть продуктовый, промтоварный и радиотехнический отделы. Выбор товара очень ограничен.
В Стране утренней свежести есть свой Интернет, но вся информация жестко фильтруется. В местной сети невозможно найти сайтов, пропагандирующих жестокость и порнографию, не показываются западные боевики.
Имеется своя сеть мобильной связи. Но, купив местную симку, нельзя связаться с зарубежьем. Разумеется, это вызывает определенные неудобства. Но на третий день пребывания я понял, что мне мобильник… не нужен. Как в былые времена, можно заранее договориться о встрече в следующий раз.
А вот обычные телефоны у них распространены. Вроде есть также планшеты и ноутбуки собственного производства. А вот современной оргтехники, смартфонов и прочих гаджетов нет!
Раньше думай о Родине
Дороги в КНДР в хорошем состоянии. Приходилось ездить на 200 км вглубь страны, и везде это отмечали. Конечно, не как в Европе, но уж лучше, чем многие направления в Волгограде…
Пробок на дорогах нет в любое время суток по причине того, что машин мало и большинство – старого образца, обычно – европейские модели или наши «Жигули». Южнокорейских и японских автомобилей вообще не встретил. Более того, простым гражданам запрещено иметь транспорт. Машины передаются в дар физическим лицам лишь по решению «великого маршала» за большие заслуги – в науке, спорте, патриотическом воспитании и т. д.
Представители Северной Кореи с интересом беседовали со мной, лишь узнав, что я из Волгограда. Корейские товарищи наслышаны о Сталинградской битве и готовы установить с нашим городом побратимские связи. Посол России в КНДР также поддержал эту идею.
Что касается внешней политики, то северокорейцы повторяют вслед за Ким Чен Ыном: «Мы никому не угрожаем, но не хотим повторить судьбу Ливии». Они гордятся своими водородной бомбой и баллистической ракетой, считая это лучшей гарантией независимости.
Пропаганда в Северной Корее прививает людям позитивное отношение к жизни и чувство патриотизма. То есть те самые идеи чучхе: «Надейся на собственные силы!». Вожди КНДР призывают: «Проснулся – подумай, что сегодня полезного сделаешь для любимой Родины? Ложишься спать – оцени, все ли сделал на рабочем месте?»
СПРАВКА «ВП»
Политика изоляционизма, долгое время проводимая правительством Северной Кореи, привела к тому, что международный туризм в стране развит слабо. Иностранных туристов в Северной Корее больше всего привлекают природные достопримечательности и «нео-сталинистская» атмосфера в стране.
КНДР является популярным направлением для китайских туристов. Это связано с тем, что для китайских граждан въезд в страну существенно облегчен по сравнению с гражданами других государств.
Для российских туристов въезд в страну разрешен только авиарейсом Владивосток – Пхеньян авиакомпании Air Koryo. Однако в 2008 году австрийский путешественник Хельмут Уттенталер сумел проехать в КНДР в беспересадочном вагоне сообщением Москва – Пхеньян. В 2012 году для жителей Дальнего Востока России открылось новое туристическое направление – экономическая зона Расон.
Фото vpravda.ru