В его кабинете собрана история нескольких стран, государств и даже островов. И все это – в виде головных уборов полицейских. Полковник в отставке, заведующий кафедрой русского языка в Волгоградской Академии МВД РФ Анатолий Никонов за 10 лет собрал свою собственную, личную и абсолютно уникальную коллекцию шляп, фуражек и даже бейсболок своих коллег из десятков стран мира.
Полицейская академия
Впрочем, Анатолий Владимирович наотрез отказывается называть свое шляпное собрание коллекцией. Говорит, специально для этого ничего не делал. Просто по воле судьбы и долгу службы за последние несколько лет почти весь мир объездил, а на память об интересных знакомствах привозил такие вот своеобразные сувениры. А уж сколько своих фуражек за это время раздарил – даже не считал.
– Вот эта вот парадная шляпа шерифа из Флориды появилась у меня в 1998 году, – вспоминает Никонов. – Тогда мы с группой наших курсантов впервые отправились в США по программе обмена опытом с американскими полицейскими. Работали в университете штата Южная Каролина. До сих пор помню, какое потрясение испытали, оказавшись в настоящей полицейской академии, которую раньше представляли себе только по голливудской комедии. Разница между увиденным в кино и в жизни оказалась фантастическая! Чистота, порядок, выправка, строжайшая дисциплина, курсанты ходят на расстоянии друг от друга 50–60 сантиметров – так в Америке уважают личное пространство человека. С теплотой вспоминаю сотрудника академии мистера Маккинзи – воспитаннейший человек. Он тоже, кстати, подарил мне свою кепку – университетского полицейского, правда, по возвращению у меня ее кто?то выпросил.
С той самой парадной шерифской шляпы, которую, кстати, трудно представить у кого?то на голове – настолько она твердая и неудобная – и началось «шапочное знакомство» Анатолия Никонова с полицейскими других стран.
За каждым экспонатом – конкретный человек
Вот обычный головной убор лондонского «бобби», больше похожий на пробковый шлем английских колонизаторов или на шлем пожарного. Говорят, сто лет назад констебль мог встать на свой головной убор, чтобы заглянуть, к примеру, через забор. Или, наоборот, присесть на него тайком от сержанта, чтобы передохнуть во время патрулирования. А вот – его парадный аналог, смахивающий на фуражку таксиста, всю в черно-белых шашечках.
За каждым экспонатом, уверяет Анатолий Владимирович, стоит конкретный человек, а значит, – чья?то персональная история жизни.
– На первый взгляд, кажется, что они похожи. Вот британская корона, а вот конь, встающий на дыбы, – символика графства Кент, – показывает Никонов. – И так в каждом графстве – пусть маленькое, но свое отличие у полицейских. То же самое и в Германии: фуражки немецких полицейских очень удобны в носке, практичны, а отличаются лишь символическими изображениями германских земель, на территории которых работает тот или иной полицейский.
Вот и недавнее приобретение – парадный головной убор полицейского из крошечного государства внутри ЮАР – Лесото. Сплетенная из стеблей экзотической травы шляпа больше похожа на абажур торшера. Никонову этот экспонат дорог еще и потому, что получил он его в подарок от одного из африканских студентов, причем шляпа пришла посылкой, миновав несколько континентов, границ и таможен. Благодарный слушатель по имени Фефито Макето, а по прозвищу Роналдиньо (так его называли волгоградские преподаватели – за страстную любовь к футболу) прикрепил к подарку карточку: «Спасибо вам за все, что вы сделали для нас. Life is so fantastic – Жизнь прекрасна!»
А турецкую феску Никонову привезли ребята, служившие в миротворческой миссии в Косово. Полковник признается, что этот головной убор вызывает у него щемящие чувства, ведь обладатель этой экзотической фуражки когда?то охранял мир и покой тысяч граждан в одной из самых конфликтных зон мира.
Дело в шляпе
Между тем волгоградский полковник Никонов не одинок в своем увлечении. Заместитель начальника Кировского таможенного поста Андрей Перваков коллекционирует фуражки и символику силовых структур мира.
В коллекции милицейской и полицейской атрибутики питерского майора милиции в отставке Эдуарда Сиводеда – около пяти тысяч экспонатов. Преподаватель Счастьинской школы полиции (Луганская область), полковник полиции Роман Башкатов собрал уникальную частную коллекцию головных уборов полицейских стран мира.
Коллекция жителя Воркуты подполковника милиции в отставке Валерия Левшова сейчас насчитывает 31 головной убор из 23 стран мира. А самое большое в Европе собрание полицейских фуражек из сотни стран мира принадлежит полковнику полиции, начальнику областного экспертно-криминалистического центра МВД Харькова Станиславу Перлину.
Приезжают за экстримом, уезжают со слезами
Скромная бейсболка с аббревиатурой FBI – свидетельство пребывания Анатолия Никонова в святая святых американской криминалистики – Федеральном бюро расследований. Визит в одно из самых мощных специализированных учебных заведений США тоже проходил по международной программе обмена опытом.
– Впрочем, – говорит Никонов, – американцы всегда сами с удовольствием приезжают в Россию, в Волгоград. Причем сначала едут сюда за экстремальными ощущениями: все им кажется, что Россия – страна контрастов. А уезжают со слезами. Помню, в составе одной из первых американских групп приезжала девушка-полицейский. Прощаясь, она сказала: «Я готова поубивать всех американских журналистов за ту ложь, что они пишут о России».
А еще полковник и все сотрудники международного отдела Академии МВД до сих пор вспоминают красавицу-детектива Синтию Андерсон из Ганы.
– Мы называли ее принцессой, потому что, как оказалось, она была дочерью четырнадцатой жены племенного вождя из Ганы, – рассказывает Анатолий Владимирович.
Собираю не фуражки, а людей
Словом, известие о чудной коллекции, которую собирает полковник из Волгоградской академии МВД, с годами разошлось почти по всему миру. Бельгия, Руанда, Маврикий, Израиль, Коморские острова, Сейшелы, Мавритания, Монголия, Куба – Анатолий Никонов перебирает полицейские фуражки, шевроны и значки отличия этих стран.
В коллекции Никонова нашлось место и полицейским удостоверениям. Вот, к примеру, документ китайского полицейского. На нем, помимо фотографии и фамилии, обязательно должны быть отпечаток пальца владельца и чип с идентификацией голоса полицейского. Такие вот меры предосторожности.
Никонов уверяет, что в основе его коллекции не страсть к накопительству, а желание сохранить в памяти самые светлые и радостные моменты жизни.
– Я собираю не фуражки, а людей – смеется он. – Пожалуй, так будет правильнее.