Сиеста для первоклассника

Красивый, с иголочки, костюмчик, увесистый рюкзак за спиной, собственное место за партой, первый урок, новые друзья.   Первоклассник гордится своей новой ролью ученика. Но начинаются учебные будни, а с ними приходят и первые проблемы.

Как их избежать, мы спросили у Жанны Кукс, психолога социально-реабилитационного центра «Нежность» (Волгоград), на консультацию к которой нередко приводят ребятишек с трудностями в учебе.

– В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально, – считает психолог, – и если уж давать заочные советы, то волей-неволей приходится делать обобщения.

Грамотные родители, учителя, конечно, знают, что готовность ребенка к школе – это не его умение читать, а развитая речь и, как ни покажется странным, слух (т. е. умение различать звуки); не умение писать – а хорошая координация руки, пальчиков. И еще: способность ребенка внимательно слушать, понимать смысл сказанного.

Другая предпосылка успешной учебы – здоровье ребенка, его физическая и функциональная зрелость. Маме не стоит удивляться, если на приеме психолог спросит, как протекали ее беременность и роды, чем болел малыш. Многие проблемы ребенка часто закладываются еще в материнской утробе, в раннем детстве. Ослабленный, часто болеющий ученик будет быстро уставать, учебная нагрузка может оказаться ему не по силам.

Важна и домашняя атмосфера. Вы сможете спокойно работать, если дома у вас постоянные раздоры, нетерпимость друг к другу? И ребенок тоже. Опасно и противоположное – гиперопека отпрыска, что чревато отсутствием нормальных его контактов со сверстниками. А ведь в классе вашему ненаглядному чаду придется считаться с мнениями других, подчиняться не только своим желаниям.

Что делать родителям, ребенок которых, хоть и достиг семилетнего возраста, но к учебе не вполне готов, отстает от соучеников?

Такому малышу обязательно нужны коррекционная работа и щадящий режим. Этим детям вторую половину дня очень желательно проводить не в продленке, а дома – это снимет излишний психологический стресс.

Вообще, очень много дает правильный режим дня школьника. Всем первоклассникам нужен дневной сон (1,5-2 часа). Если ребенок не любит спать днем, то просто – сиеста, тихий послеобеденный отдых, достаточной продолжительности ночной сон (11 часов), полноценное питание. Обязательны ежедневные прогулки. Рекомендуется находиться на воздухе – 2,5-3 часа. Увы, – столько времени улице проводят лишь 21% всех детей младшего школьного возраста.

Официально в 1-м классе домашние задания не предусмотрены. Но иногда учителя хитрят, дают «тренировочные упражнения», которые нужно делать «по желанию». Не надо затягивать их выполнение на час, а то и на два, не стоит требовать многократного переписывания работы с черновика на чистовик, и особенно делать все в один присест. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут; а у некоторых – и того меньше. Да еще им необходимы 15-минутные паузы для сохранения работоспособности...

Кстати, лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут – «переменка», физкультминутки под музыку.

Очень острая проблема – поголовное сидение младших школьников перед компьютером, телевизором. Этого нельзя допускать больше 40-45 минут в день! Уж не знаю, кто сможет реально выполнить эту рекомендацию, но еще раз повторю: возбудимым, ослабленным детишкам лучше сократить и это время.

Комментарии

Будут ли закрыты продленки?

Лидия Павлова, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков ГУ Роспотребнадзора по Волгоградской области:

– С 1 сентября вступили в силу новые санитарные правила, которые регулируют не только условия обучения, но и укрепление здоровья школьников. Правила стали конкретнее и жестче, поэтому вызвали неоднозначную реакцию общественности, организаторов образования. Много вопросов, в частности, по группам продленного дня. Согласно СанПиНам, они должны находиться в отдельных изолированных блоках, с учебными, игровыми, спальными комнатами. Для первоклассников необходимо оборудовать спальные места. Но это трудно сделать в зданиях постройки 10-20-летней давности, где проектом не выделено помещений для продленки. Мы исходим из того, что в существующих зданиях данное требование носит рекомендательный характер. Однако в строящихся или реконструируемых зданиях спальни для первоклассников должны быть организованы.

Поделиться в соцсетях