Историей старинных бумажных денег Алексей Авчухов увлекся давно. Именно волгоградец первым систематизировал 130?летнюю летопись Главного управления Банка России по Волгоградской области. А «ВП» автор уникальной книги рассказал любопытные подробности, связанные с купюрами.
Помещичьи дензнаки
По сведениям Алексея Авчухова, первой денежной единицей, которая имеет отношение к нашему региону, можно считать поденные марки помещика Михаила Себрякова. В 1861 году он ввел у себя в поместье для отметок о крестьянских отработках временные эрзац-деньги: «пеший мужской рабочий день», «женский рабочий день» и даже «конный рабочий день».
– Такие денежные суррогаты могли появиться только в России и только во время отмены крепостного права, – уверен исследователь.
Что можно было купить, к примеру, на «конный рабочий день»? Это уж крестьяне решали на сходе между собой. Дело в том, что они освобождались без земли. А где крестьянину работать? Землю ему обязан был выдать его же помещик, но не безвозмездно, а продать по своей цене.
Но откуда у вчерашнего крепостного деньги? Приходилось опять идти к помещику и отрабатывать, получая такое вот необычное вознаграждение.
Товарно-денежные отношения среди крестьян в то время были очень плохо развиты: нет особой нужды в деньгах, когда картошка с огорода, яйца из курятника, а новые сапоги можно обменять на масло от своей коровы.
Царицынские «мининки»
Еще один период истории, вызвавший появление массы интересных, с точки зрения бониста и историка, купюр, – это Гражданская война. Подсчитано, что в эти годы по стране ходило 2200 различных денежных знаков – в каждой губернии были свои деньги.
– В Царицыне в то время деньги были желтыми, зелеными и даже красными, – говорит Алексей. – Это был выпуск купюр накануне Гражданской войны от имени Царицынского городского самоуправления, где большинство должностей занимали большевики.
Саботаж банковских работников и перебои в транспортном сообщении породили денежный голод не только в Царицыне, но и вообще по всей России. В ноябре 1917 года банки в стране массово закрывались.
– Это был кризис, – продолжает Алексей, – по сравнению с которым наши современные экономические проблемы – мелкие неприятности. Именно тогда большевики в городе провели решение о выпуске городских бон.
Гласный (депутат) Полуян предложил: «В других городах тоже выпускают свои деньги. Давайте и мы выпустим. Неизвестно, что из этого выйдет, правда…»
И два года «мининки», как называли их в народе, были в обращении в Царицыне. Деньги так прозвали по имени городского головы Сергея Минина, чья подпись была на купюрах. Потом 10 млн «мининок» изъяли из обращения, заменив их постепенно на рубли.
Белые, в свою очередь, ввели в регионе свою «донскую валюту». В одной песне времен Гражданской войны женщина легкого поведения поет о своей «тяжелой доле»: «Не донской же валютой за это платить!»
Война валют
Банкноты первого в мире государства рабочих и крестьян первоначально несли на себе изображения рабочего в лихо заломленной кепке, красноармейца в буденовке и крестьянина с взлохмаченными волосами и всклокоченной бородой.
Однако во время Гражданской войны власть то и дело менялась, происходил захват территорий и, как следствие, смена денег. Как в известном фильме: «Красные пришли – грабят. Белые пришли – грабят». Однако были свои нюансы…
– Экономическая политика красных и белых в корне отличалась, – рассказывает исследователь Алексей Авчухов. – Белые пытались соблюсти законы экономики. А красные готовы были печатать денег сколько нужно, точнее – сколько захочется. И то, что это бессмысленно убивает экономику на корню, до них не доходило, видимо, в силу недостатка образования.
И вот белогвардейцы освобождали территорию и получали население с кучей ничего не стоящих большевистских денег. Тогда особенно были распространены так называемые «пятаковки», названные по имени комиссара Народного банка Пятакова.
– Но белые хотя бы позволяли населению обмен денег на сумму до 500 рублей, – объясняет Авчухов. – А красные запрещали чуждые деньги – и все! И эта экономическая война валют шла повсеместно.
В те годы деньги обесценивались с каждым днем. Но их печатали все больше и больше. И станок уже не успевал за инфляцией.
Остановило это денежное безумие в России только окончание Гражданской войны.
Людоед на африканских купюрах...
Есть такие купюры с портретами, которые вызывают шок. Например, на денежном знаке Центральной Африканской Республики (ЦАР) был изображен бывший правитель этого государства Жан Бедель Бокасса (Jahn Bokassa) (1921–1996) – тиран, садист и людоед.
Хотя начинал он править прилично, и в 1970 году даже посетил СССР, был принят лично генсеком Брежневым, а также награжден советским орденом Дружбы.
Но вскоре Бокасса объявил себя императором, будучи уже ко времени помазания на царство не только убийцей на троне, но и людоедом. Известно, что после его свержения в холодильнике Бокассы нашли части человеческих тел, а повар экс-императора Филипп Ленгис рассказал, что его под страхом смерти заставляли готовить блюда из человеческого мяса.
Однажды Бокасса приказал убить одного из своих министров, приготовить из него обед и накормить остальных членов кабинета. О том, что подано к столу, диктатор объявил только в конце обеда.
Французы пытались уговорить Бокасса, правившего в их бывшей колонии, добровольно отречься. Но он самодовольно заявил: «Никто не будет указывать мне, что я должен делать! Я могу обратиться к русским, они мне помогут. Не Парижу решать мое будущее!»
...и «обнаженка» на финских
Отличились фантазией и финны. Так, на некоторых государственных дензнаках образца 1922, 1939 и 1945 годов присутствуют сюжеты с... обнаженной натурой.
Видимо, сказалась «сексуальная революция», гремевшая в те годы в Европе. Были популярны лозунги феминизма, раскрепощения женщин.
Снимались историческо-пропагандистские фильмы с большим количеством обнаженной мужской и женской натуры. Знаменитая Лени Рифеншталь к Олимпиаде 1936 года в Германии представила картину, где великолепно сложенные арийцы занимаются спортом обнаженными, словно античные боги. Организовывались общества нудистов и натуристов.
И даже в СССР, по свидетельству современников, существовала общественная организация «Долой стыд». Ее члены нагими разъезжали в трамваях, расхаживали по улицам. Эти взгляды разделяла не менее знаменитая большевичка, известная всем по фильму «Посол Советского Союза», Александра Коллонтай. Но, к счастью, советская «секусальная революция» изображений на дензнаках не консулась.