Скорая идет на таран

Наденут ли на машины экстренных служб «кенгурятники»?

МЧС и скорой помощи разрешат таранить неправильно припаркованные машины – с такой инициативой выступили накануне члены Общественной палаты РФ. Автор идеи – заместитель председателя комиссии ОП по безопасности и лидер движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов. По его мнению, хаотично припаркованные машины не дают пожарным и врачам скорой помощи проехать к нужному дому и спасти чьи-то жизни. Слушания на эту тему с участием депутатов Госдумы и представителей страховых компаний уже состоялись в ОП, по итогам обсуждений в Госдуму направлена резолюция с предложением освободить водителей скорой помощи и МЧС от ответственности за повреждение неправильно припаркованных автомобилей. После того как об этой инициативе рассказали в выпусках «Новостей», новость вызвала широчайший общественный резонанс. А что думают об этом волгоградцы? Мнения выслушала спецкор «ВП» Ольга ПОПЛАВСКАЯ.

«Нам танки выдадут вместо скорых?»

Преподаватель кафедры амбулаторной и скорой медицинской помощи Анатолий Белоглазов, сам долгое время проработавший врачом скорой помощи, оценивает инициативу общественников скептически.

– Глупость это изначально, – считает Анатолий Иванович. – Ничего из этого не получится. Они нам что, танки выдадут вместо скорых? Надо же учитывать, что машины скорой помощи точно так же мнутся от столкновения.

Последствия такого тарана весьма отрицательно скажутся на техническом состоянии спецтехники, считает врач. После таких стычек повидавший виды автомобиль той же скорой помощи может уже и не вернуться на базу.

– Да они просто выйдут из строя, и кто тогда будет людей спасать? – резонно говорит Белоглазов. – А если водитель спецавтомобиля ошибется двором? Получается, что зря нанесет ущерб припаркованным машинам?

Сам врач готов предложить, как просто и довольно дешево ускорить подъезд скорой помощи к пострадавшим в Волгограде.

– Нужно всего лишь на всех домах города четко и крупно, так, чтоб читалось издалека, написать улицу и номер дома, особенно это касается частного сектора, – говорит Белоглазов. – На блуждание по дворам и поиск нужного адреса водители скорых сейчас тратят немало времени. «Дайте им рога и ковши!»

Сами же потенциальные клиенты спасательных служб отнеслись к инициативе неоднозначно. Вот что наш спецкор услышала при обсуждении этой новости в своем дворе.

– Вот это правильно! – уверен волгоградец Александр Овсянников.– А то у нас придурков распальцованных много, которые бросают машины посреди двора: как хочешь, так и проезжай. Я бы еще и швеллера с рогами на бампера приварил для удобства. А пожарным машинам – впереди поставить ковш, как у экскаватора!

Пенсионерка Галина Сысоева, сама в прошлом медработник, рассказывает недавний случай:

– Из нашего подъезда бабушку с переломом шейки бедра вынуждены были четверо мужчин на носилках нести аж до угла соседнего дома. Только там смогла скорая остановиться. Причем водитель скорой не виноват. Он и гудел, и бибикал, но владельцы припаркованных во дворе машин, перегородивших путь к подъезду, так и не объявились. Я думаю, в случаях, когда от этого зависят человеческая жизнь или сохранность дома, который может полностью сгореть, сотрудники оперативных служб должны иметь право безнаказанно таранить мешающие проезду машины.

А вот какое мнение высказал волгоградец, назвавшийся Валентином:

– Ну, да, давайте таранить. А на следующий день после тарана к водителю скорой или пожарной машины домой придут конкретные пацаны с претензиями по стоимости ремонта поврежденного автомобиля. Глупость человеческая границ не имеет.

«А шлагбаумы нам тоже ломать?»

Врач службы скорой помощи Волгограда анестезиолог-реаниматолог Михаил Николаев говорит, что машины во дворах – это не единственная преграда для скорых и пожарных машин на пути к пострадавшим.

– А как нам предлагают таранить машины, когда больной, которого желательно не дергать, уже на борту скорой? – интересуется Михаил.– Часто бывает и такое: пациента уже забрали, а выехать из двора невозможно, потому что кто-то поставил на пути машину и ушел. И ждешь его с больным человеком на борту по полчаса, потому как иначе не выехать из квартала.

Пожарным машинам, которые габаритнее скорых, приходится еще тяжелее. У спасателей счет во время ЧП вообще идет на секунды, а подъехать к дому нельзя.

– Насколько я понял, нам предлагается ввести западный эквивалент правил для оперативных служб, – уточняет врач. – Там пожарная машина имеет право подвинуть частный транспорт, если он преграждает путь к пожарному гидранту. Но непонятна ситуация с возмещением ущерба. Особенно – ущерба, нанесенного самим машинам скорой помощи или тем же пожарным. Это нам надо скорые либо «кенгурятниками» оснащать, либо – ковшами экскаваторов…

Михаил рассказывает: сейчас в скорой помощи дефицит врачей и фельдшеров, а с вводом этой инициативы в действие еще и водители увольняться начнут, чтобы не брать на себя такую ответственность, как таран чужого авто. Почему у водителя скорой должна еще и о том голова болеть, как он будет потом вверенную ему машину ремонтировать?

А со шлагбаумами что делать в новостройках? Сейчас в новых элитных кварталах Волгограда мода пошла: ставят шлагбаум на въезде во двор. Ни сторожа там, ничего! Шлагбаум местные автовладельцы открывают специальной карточкой. Но у пожарных и скорой таких карточек нет! Шлагбаумы тоже таранить?!

По мнению врача скорой помощи, таран – это мера отчаяния. А чтобы решить эту действительно наболевшую проблему с заставленными автомобилями дворами, нужно менять строительные нормы, то есть расширять внутридворовые проезды, либо – строить парковки рядом с жилыми кварталами.

«Стройте парковки сначала!»

Того же мнения придерживаются и автомобилисты Волгограда.

– Я думаю,– говорит Семен Баринов,– что настала пора в России продавать легковые автомобили в личную собственность только тем людям, которые при приобретении автомобиля смогут предъявить продавцу либо документ, подтверждающий право собственности на гараж или парковочное место, либо договор аренды на гараж или парковочное место.

Тем самым, полагает волгоградец, у местных властей появится стимул строить платные гаражи и парковки, а у населения до разумных пределов снизится желание купить вожделенное авто любой ценой, нисколько не задумываясь о том, где оно будет стоять.

Но с Бариновым согласны не все.

– Для начала нужно обязать власти построить в каждом дворе многоэтажек автостоянку для жильцов из расчета одно место на квартиру, – убежден волгоградец Виталий Вавилов. – А потом пусть топчут и таранят пожарными и скорыми любителей загораживать проезд!

«За чей счет этот банкет?»

По мнению бывшего спасателя Сергея Морозова, инициатива членов Общественной палаты полезная, но неоднозначная.

– За рубежом есть такая практика, что пожарные могут повредить автомобиль в случае, если он нарушает правила парковки – оставлен рядом с пожарным гидрантом, – говорит эксперт. – Но там принципиально другие взаимоотношения сторон. Вопрос решают страховые компании. В нашей стране страховщики не будут платить из своего кармана, они переложат выплаты на владельца страхового полиса. Возникает вопрос – за чей счет этот банкет?

Словом, считают многие волгоградцы, инициатива общественников, конечно, полезная, но неоднозначная. Исходили-то из благих намерений, но не все продумали – требуется глубокая проработка во всех аспектах. Потому что всем все запретить, а отдельным службам разрешить – не совсем правильное решение.

МНЕНИЕ СТРАХОВЩИКОВ

По задумке авторов инициативы, возмещать ущерб должны страховые компании, а в конечном итоге – сам владелец неправильно припаркованного транспортного средства. По сути, водитель, создавая такую ситуацию, заранее понимает, что в случае ЧП его автомобиль будет препятствовать движению спецтехники.

Однако президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс был не в восторге от такой инициативы и предупредил, что на деле ее реализация вызовет немало проблем. По его словам, он не уверен, что какая-либо страховая компания возьмется за страхование риска умышленного повреждения чужого имущества. А если кто-то и согласится, то это будет стоить огромных денег.

Поделиться в соцсетях