А за спиной – рабфак
Будущий знаменитый изобретатель родился в селе Антиповка, что недалеко от Камышина. Семья была многодетной. Ее глава погиб в Первой мировой войне, мужских рук в доме не хватало, поэтому Иван Петрович окончил всего три класса сельской школы и стал работать наравне с взрослыми. В 1925 году его призвали в армию, где командование, заметив интерес и любознательность Иночкина, направило его в школу оружейных мастеров в Ленинграде. Там он поступил на рабфак. Демобилизовавшись из армии, Иночкин устроился слесарем на лесозаводе в Камышине, но, узнав о строительстве тракторного завода, пешком направился в Сталинград. На стройке его сначала определили грузчиком. А когда был готов ремонтно-механический цех, он стал проситься туда слесарем-гидравликом. Будучи человеком творческим, он не только выполнял прямые обязанности: ремонтировал и налаживал различные станки, но и постоянно что-то усовершенствовал. Иночкину не давала покоя мысль, что рабочие, управляя самыми современными в то время станками, все-таки много физических сил тратят на перемещение, установку и снятие деталей. Одну из них, к примеру, обрабатывали на семи станках, расположенных далеко друг от друга, и за каждым стоял рабочий.
Долог и тернист путь изобретателя. «Сквозь толщу невежества мы пробирались, шлифуя свой ум благородным трудом», – так охарактеризовал свой поиск Иван Петрович. Целых пять лет понадобилось технологам и рабочим, чтобы найти оптимальное решение конструкции автоматической линии. К тому времени Иван Петрович был освобожден от обязанностей слесаря и мог целиком посвятить себя любимому делу. На отведенном в механосборочном корпусе участка он выстроил пять станков в линию, соединил их транспортными устройствами таким образом, чтобы детали без участия человека перемещались от станка к станку. За две смены линия обеспечивала ступицами 300 тракторов, а обслуживали ее два человека вместо семи, работавших прежде. Операторам оставалось лишь загружать линию заготовками, заменять режущий инструмент и контролировать качество обработки.
Все для Победы
Работая над своим главным проектом, Иночкин проявил себя и грамотным конструктором. К примеру, он создал в основе гидравлический механизм для нового гусеничного трактора СТЗ-НАТИ. В 1939 году изобретение было одобрено Наркоматом тяжелого машиностроения, а 25 ноября состоялся пробный пуск первой в мире автоматической линии. Было изготовлено 1600 ступиц, без единого брака. Через год линия Иночкина была сдана в постоянную эксплуатацию. Если раньше за час семь рабочих выдавали 25 деталей, теперь же двое – 75! В годы войны Иван Иночкин, оставленный на заводе по броне, направлял свою творческую мысль на помощь фронту. Мортирка, придуманная им, предназначалась для метания бутылок с зажигательной смесью против вражеских танков и выпускалась тогда массово.
В дни Сталинградской битвы линия Иночкина была сильно повреждена. Вернувшийся на завод изобретатель, как и все сталинградцы, восстанавливал город, родной завод. Первый трактор с восстановленного конвейера сошел с участием вновь запущенной линии. Она действовала до 1949 года. В послевоенном 1948 году на заводе воссоздается отдел автоматизации и механизации, главным конструктором которого назначили Иночкина. И уже через год отдел разработал и ввел в действие автоматическую линию в цехе пусковых двигателей.
Сам из рабочих, он всю жизнь посвятил тому, чтобы избавить человека труда от тяжелой, вредной работы, переложив ее на плечи машин. Им было создано и внедрено в производство 12 литейных конвейеров, большой формовочный автомат, шесть автоматических линий обработки трактов, мощный пресс для прессовки стружки в брикеты, ряд агрегатных станков и т. д. А еще Иван Петрович смог создать в конструкторском отделе дух коллективизма, доброжелательности. Главный конструктор всегда стремился организовать работу так, чтобы быть в курсе всех дел. Долго и плодотворно работал Иночкин. Уйдя на пенсию, продолжал приходить в свой отдел как опытный наставник и консультант. Иван Петрович – кавалер ордена «Знак Почета», награжден несколькими медалями. О нем написаны книги, выпущена почтовая карточка, посвященная легендарному изобретателю.