Сквозь толщу невежества мы пробирались

Исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка Ивана Петровича Иночкина. Сам из рабочих, Иван Иночкин всю жизнь посвятил тому, чтобы избавить человека труда от тяжелой вредной работы, переложив ее на плечи машин. Имя изобретателя вошло в Большую Советскую энциклопедию.

А за спиной – рабфак

Будущий знаменитый изобретатель родился в селе Антиповка, что недалеко от Камышина. Семья была многодетной. Ее глава погиб в Первой мировой войне, мужских рук в доме не хватало, поэтому Иван Петрович окончил всего три класса сельской школы и стал работать наравне с взрослыми. В 1925 году его призвали в армию, где командование, заметив интерес и любознательность Иночкина, направило его в школу оружейных мастеров в Ленинграде. Там он поступил на рабфак. Демобилизовавшись из армии, Иночкин устроился слесарем на лесозаводе в Камышине, но, узнав о строительстве тракторного завода, пешком направился в Сталинград. На стройке его сначала определили грузчиком. А когда был готов ремонтно-механический цех, он стал проситься туда слесарем-гидравликом. Будучи человеком творческим, он не только выполнял прямые обязанности: ремонтировал и налаживал различные станки, но и постоянно что-то усовершенствовал. Иночкину не давала покоя мысль, что рабочие, управляя самыми современными в то время станками, все-таки много физических сил тратят на перемещение, установку и снятие деталей. Одну из них, к примеру, обрабатывали на семи станках, расположенных далеко друг от друга, и за каждым стоял рабочий.

Долог и тернист путь изобретателя. «Сквозь толщу невежества мы пробирались, шлифуя свой ум благородным трудом», – так охарактеризовал свой поиск Иван Петрович. Целых пять лет понадобилось технологам и рабочим, чтобы найти оптимальное решение конструкции автоматической линии. К тому времени Иван Петрович был освобожден от обязанностей слесаря и мог целиком посвятить себя любимому делу. На отведенном в механосборочном корпусе участка он выстроил пять станков в линию, соединил их транспортными устройствами таким образом, чтобы детали без участия человека перемещались от станка к станку. За две смены линия обеспечивала ступицами 300 тракторов, а обслуживали ее два человека вместо семи, работавших прежде. Операторам оставалось лишь загружать линию заготовками, заменять режущий инструмент и контролировать качество обработки.

Все для Победы

Работая над своим главным проектом, Иночкин проявил себя и грамотным конструктором. К примеру, он создал в основе гидравлический механизм для нового гусеничного трактора СТЗ-НАТИ. В 1939 году изобретение было одобрено Наркоматом тяжелого машиностроения, а 25 ноября состоялся пробный пуск первой в мире автоматической линии. Было изготовлено 1600 ступиц, без единого брака. Через год линия Иночкина была сдана в постоянную эксплуатацию. Если раньше за час семь рабочих выдавали 25 деталей, теперь же двое – 75! В годы войны Иван Иночкин, оставленный на заводе по броне, направлял свою творческую мысль на помощь фронту. Мортирка, придуманная им, предназначалась для метания бутылок с зажигательной смесью против вражеских танков и выпускалась тогда массово.

В дни Сталинградской битвы линия Иночкина была сильно повреждена. Вернувшийся на завод изобретатель, как и все сталинградцы, восстанавливал город, родной завод. Первый трактор с восстановленного конвейера сошел с участием вновь запущенной линии. Она действовала до 1949 года. В послевоенном 1948 году на заводе воссоздается отдел автоматизации и механизации, главным конструктором которого назначили Иночкина. И уже через год отдел разработал и ввел в действие автоматическую линию в цехе пусковых двигателей.

Сам из рабочих, он всю жизнь посвятил тому, чтобы избавить человека труда от тяжелой, вредной работы, переложив ее на плечи машин. Им было создано и внедрено в производство 12 литейных конвейеров, большой формовочный автомат, шесть автоматических линий обработки трактов, мощный пресс для прессовки стружки в брикеты, ряд агрегатных станков и т. д. А еще Иван Петрович смог создать в конструкторском отделе дух коллективизма, доброжелательности. Главный конструктор всегда стремился организовать работу так, чтобы быть в курсе всех дел. Долго и плодотворно работал Иночкин. Уйдя на пенсию, продолжал приходить в свой отдел как опытный наставник и консультант. Иван Петрович – кавалер ордена «Знак Почета», награжден несколькими медалями. О нем написаны книги, выпущена почтовая карточка, посвященная легендарному изобретателю.