Слухи о «смерти» сильно преувеличены

Слухи о «смерти» сильно преувеличены
В некоторых СМИ прошла информация о том, что программа модернизации здравоохранения в регионе находится якобы под угрозой срыва. В частности, совсем не реализуется такой раздел программы, как внедрение современных информационных систем в лечебных учреждениях, и фактически не проводится капремонт в тех больницах, которые участвуют в программе.

За комментариями мы обратились к Галине Акимцевой, возглавляющей Территориальное управление Росздравнадзора по Волгоградской области.

– Галина Васильевна, честно говоря, я удивлена появившейся информацией. В целом ряде лечебных учреждениях капремонты в рамках программы модернизации либо уже закончились, как в областном клиническом перинатальном центре № 1, либо стремительно движутся к завершению, как в Михайловской и Урюпинской центральных районных больницах. Да и ситуация с внедрением информационных технологий совсем не такая безнадежная, как пытаются представить некоторые наши коллеги, и последнее заседание рабочей группы, контролирующей ход реализации программы, это подтвердило. Так кто же так поспешил отправить программу модернизации здравоохранения сразу в морг, даже без реанимации?

– Я тоже видела эти публикации, и отдельные факты передернуты. Например, в сложившейся ситуации с внедрением информационных технологий обвиняется почему-то региональное министерство здравоохранения, хотя этот раздел программы модернизации «ведет» региональный комитет по информационным технологиям.

– Но вы же не хотите сказать, что с информационными технологиями все гладко? Ведь в прошлом году этим разделом работы не занимались, и я помню, как это беспокоило Территориальное управление Росздравнадзора.

– Да, действительно беспокоило. Потому что мы знали, какая серьезная работа проводится по реализации программы модернизации органами управления здравоохранения и лечебными учреждениями, но были совершенно не в курсе, как обстоит дело с внедрением информационных технологий. Комитет по информационным технологиям своевременно не подавал необходимую информацию на рабочую группу, созданную Минздравсоцразвития РФ при Управлении Росздравнадзора, которая ежемесячно проводит мониторинг ситуации, и из-за этого в течение трех месяцев у нас не было никакой ясности по этому разделу программы модернизации. По отчетам шло, что на программу расходуется 00 рублей 00 копеек.

Но на последней рабочей группе 19 мая руководство комитета по информационным технологиям доложило об объеме проведенных ими подготовительных работ. Хотя средств израсходовано совсем немного, задел для будущей работы сделан большой и серьезный. Нас проинформировали, что оборудование с программным обеспечением и сетями уже установлено в пяти лечебных учреждениях, являющихся пилотными. В течение нескольких месяцев эта система проходила тестирование и подтвердила свою эффективность. Подготовлена необходимая техническая документация для проведения необходимых аукционов, и уже в ближайшее время после проведения аукционов и определения победителей будет масштабироваться на все 162 лечебных учреждения, участвующих в программе модернизации. Как нас заверили, произойдет это в третьем квартале. С сентября же должно начаться и активное освоение средств по данному разделу. Но мы, естественно, будем продолжать держать ситуацию под контролем и отслеживать ход работ.

– Реализация каких еще разделов программы модернизации вам кажется проблемной?

– Конечно, это ремонт и поставки оборудования в лечебные учреждения. Большая часть оборудования по программе поступила в регион, и в ряде больниц уже установлено и даже начало функционировать. Но есть проблема: некоторое оборудование должно быть установлено в отремонтированных помещениях, а ремонты не везде еще завершены. Наибольшую озабоченность у нас и у регионального Минздрава вызывают сегодня 2 лечебных учреждения – областной клинический кардиоцентр и областной клинический онкодиспансер № 1. Там еще не завершены аукционные мероприятия на проведение ремонтных работ.

– Но ведь такие аукционы в конце прошлого года и в начале нынешнего проводились. Компании, которые их выиграли, оказались несостоятельными?

– К сожалению, да. В частности, по онкодиспансеру № 1 аукцион в свое время состоялся на очень серьезную сумму – более 160 млн рублей, но та организация, которая выиграла, не может обеспечить выполнение государственного контракта. Поэтому все приходится начинать сначала: в судебном порядке расторгать прежний контракт и снова объявлять аукцион. А время очень ограничено. Но мы надеемся, что и с этим разделом программы удастся справиться.

Некоторое отставание по вводам объектов в эксплуатацию, конечно, есть. Мы своевременно информируем об этом губернатора Сергея Боженова, просим областные власти вместе с нами брать эти вопросы на контроль и ускорять их решение. Ежемесячно вопросы реализации региональной программы модернизации заслушиваются и у главного федерального инспектора. Уверенность в том, что в конце года программа будет выполнена, у меня пока есть. При условии, конечно, что министерство здравоохранения будет оперативно решать все рабочие моменты, связанные со сбоями в сроках ремонта, поставки оборудования и т. д.

– Вам по должности, Галина Васильевна, полагается оптимизм не терять. Наверное, вдохновляют на это другие разделы программы. Та же диспансеризация 14-летних подростков. Здесь-то точно никаких проблем нет.

– Диспансеризация подростков действительно идет успешно. На 1 июня из 19 тыс. подростков врачами осмотрено 15 тыс., принимаются решения по оздоровительным мероприятиям, которые необходимы для подростков, у кого выявлены те или иные патологии. В сентябре с началом учебного года этот процесс вновь активизируется. Так что плановые цифры выполнены будут. Как показывает мониторинг, без особых проблем реализуется такой раздел, как доступность амбулаторно-поликлинической помощи.

Есть определенные сложности по внедрению стандартов оказания медицинской помощи. Здесь минздраву региона, терфонду ОМС и главным специалистам необходимо оперативно скорректировать список лечебных учреждений, где эти стандарты внедряются. Опыт прошлого года показал, что часть учреждений (речь идет, прежде всего, о сельских участковых больницах) при всем желании не сможет внедрить у себя эти стандарты – потому что там просто нет специализированной медицинской помощи. Необходима корректировка и по объемам оказания медицинской помощи в рамках внедрения стандартов.

– А что вы скажете о подготовке специалистов? В этом разделе есть отставание от плановых цифр?

– Отставание есть. Думаю, что за сентябрь-декабрь наверстать его реально, и наш ВолгГМУ успеет подготовить еще 82 врача-специалиста. С моей точки зрения, это очень важный раздел программы модернизации, и недооценивать его нельзя. Чтобы мы ни делали, какое бы оборудование ни получали и ни устанавливали – но если не будет специалистов, которые по уровню своих знаний и подготовке смогут на нем работать, вся эта работа просто не будет иметь смысла. Всю эту большую «пирамиду» завершает хорошо подготовленный врач, способный оказывать на высоком уровне медицинскую помощь пациентам. Вся программа модернизации в конечном итоге нацелена на то, чтобы улучшить качество медицинской помощи. Ну, а как у нас это получится – подведем итоги 1 января 2013 года.