– Что делать, если в технически сложном товаре обнаружен недостаток?
– В этом случае потребитель вправе предъявить претензию по его качеству в течение гарантийного срока или в течение двух лет с момента покупки. Разница заключается в том, что при обнаружении недостатка в течение гарантийного срока потребитель не должен ничего доказывать по поводу причин возникновения недостатков, а продавец или изготовитель, если не согласны с требованиями потребителя, обязаны доказать, что недостатки возникли после передачи изделия потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки изделия, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Если продавец или изготовитель этого не докажут, они обязаны выполнить одно из указанных требований потребителя.
Если потребитель в указанный период заявляет требование о замене товара на аналогичный, продавец обязан заменить товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а в случае необходимости проведения дополнительной проверки качества товара – в течение 20 дней со дня предъявления требований.
Требование потребителя о предоставлении на период проведения ремонта или экспертизы аналогичного товара (требование распространяется на ситуацию, когда для замены товара требуется срок более 7 дней) должно быть исполнено продавцом в течение 3 дней со дня предъявления требования. Если покупатель заявляет требование о предоставлении на период ремонта аналогичного товара, а продавец это требование не исполняет, покупатель вправе требовать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки исполнения требования! При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
– Может ли продавец устанавливать гарантийный срок на сложнобытовую технику меньше, чем дает производитель?
– Потребитель вправе предъявить продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, если эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем. Однако продавец не может установить гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем!
– Каковы права потребителя, если он приобретает сложнобытовую технику со скидкой либо на распродаже?
– В этом случае необходимо уточнить у продавца, что послужило основанием для установления скидки на товар. Возможны следующие варианты. Либо данный товар имеет какой-либо недостаток или частично утратил товарный вид (например, вмятина на корпусе холодильника). В таком случае претензия предъявляется по поводу всех недостатков, возникших до передачи товара потребителю, за исключением оговоренного при продаже. Для этого в товарном чеке должно быть указание на оговоренные недостатки, явившиеся основанием для уценки. Либо этот товар не пользуется спросом (устаревшая модель), предпраздничная или сезонная распродажа. Тогда потребитель имеет право предъявлять претензии по поводу всех недостатков, возникших до передачи ему товара и проявившихся в процессе его эксплуатации.
– Сейчас во многих магазинах покупателю предлагаются дополнительные услуги за обслуживание сложнобытовой техники. Соглашаться ли на них?
– Да, подобного рода дополнительные услуги нередко навязываются покупателю или покупатель вводится в заблуждение относительно порядка использования таких услуг. К примеру, весьма распространена продажа так называемых сертификатов дополнительного сервисного обслуживания (сертификатов программы дополнительного сервиса). Почти все крупные магазины бытовой техники и электроники предлагают собственные программы дополнительного сервиса, позволяющие производить техническое обслуживание и ремонт техники после истечения заводской гарантии при условии приобретения покупателем сертификата программы дополнительного сервиса. Вот только условия выполнения работ по сертификату часто вызывают много вопросов у покупателей. Покупатель, как правило, вводится в заблуждение относительно предоставляемых услуг – их объема, характера, содержания и сроков гарантийного обслуживания товара, а также в целом по условиям сертификата дополнительного сервиса.
Порой возникают ситуации, когда продавцы не просто предлагают, но практически ставят в зависимость приобретение основного товара от приобретения такого сертификата. При этом услуги продавцов далеко не всегда бывают законными, так как в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. А п.2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещает обуславливать приобретение одних товаров (например, холодильника) обязательным приобретением иных товаров (например, сертификата программы дополнительного сервиса). Кроме того, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме. Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять за плату дополнительные работы, услуги. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, услуг, а если они оплачены, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
В соответствии со ст. 5 Закона о защите прав потребителя срок действия сертификата (дополнительного обязательства) в отношении ремонта или обмена товара должен начинаться после истечения гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем. За допущенные нарушения законодательства о защите прав потребителей торговая организация несет административную ответственность по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа для должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, для юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей.
Если в качестве дополнительного гарантийного обслуживания покупателю предлагают приобрести сертификат или иной документ, следует внимательно ознакомиться с его содержанием, обратить внимание на период его действия по отношению к гарантийным обязательствам изготовителя. Решая вопрос о необходимости приобретения сертификата, покупатель вправе требовать от продавца разъяснения положений сертификата. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (по сертификату дополнительного сервиса) в любое время до окончания срока действия сертификата при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Имейте в виду, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с нормами, установленными законодательством РФ, признаются недействительными, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона.
– Какие технически сложные товары подлежат замене при наличии в них существенных недостатков?
– Перечень технически сложных товаров, подлежащих замене при наличии существенных недостатков, утвержден постановлением правительства РФ от 13.05.1997 г. № 575. Это автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки и мотокультиваторы.
– К каким обязательствам приводит покупателя продажа товара в кредит?
– Приобретая сложнобытовую технику в кредит, при выявлении в ней каких-либо дефектов и возврате товара с дефектами продавцу, аннулировать договор о предоставлении кредита каким-либо финансовым учреждением (банком) покупатель не может, поскольку несет финансовую ответственность за своевременное погашение задолженности перед банком, а не перед продавцом товара.