Убит по ошибке
В мае прошлого года наш музей посетили два гражданина Германии. У одного из них в районе лагутинских высот погиб дядя - Рихард Тимм. Однако указанная дата гибели солдата - 27 февраля 1943 г. - никак не совпадала со временем освобождения района. Гость, однако, продолжал настаивать, что его дядя погиб именно тогда. На том и расстались с уговором, что в адрес музея будут высланы извещение и фотография, а сотрудники проведут поиск.
В пересланном нам вскоре извещении говорилось: "Верховное командование Вооруженных Сил с прискорбием извещает фрау Мари Тимм, что ее муж, гренадер (рядовой пехоты) Рихард Тимм погиб на поле сражения 27.2.1943 г. под Черуншкой за честь фюрера и Рейха". В феврале 1943 года большая часть Ростовской области была освобождена, и по состоянию фронта на 27 февраля мы определили зону поиска села (хутора) Черуншка. Сделали запрос в одну из районных администраций: не было ли такого населенного пункта в годы войны на их территории. Ответ пришел отрицательный. На немецких картах населенного пункта с таким названием тоже не нашли.
Тогда пришли к выводу, что писарь, составлявший список потерь личного состава, ошибочно внес дату гибели Тимма и исказил название пункта. По всей видимости, он погиб 27 декабря 1942 года. Немцы драпали, и составить документ удалось лишь в конце мая, когда фронт немного стабилизировался.
Со слов племянника, Рихард был уроженцем Восточной Пруссии и призван на Восточный фронт из г. Гольдап. В части он служил вместе с земляками. Во время оборонительных боев на лагутинских высотах - при обороне железнодорожного моста через р. Чир - он увидел, что одного из них контузило взрывом, и бросился к нему, чтоб оказать помощь. Однако земляк, очухавшийся на мгновение, принял его за наступающего русского "Ивана" и выстрелом из винтовки убил.
Преданный сын Родины
Совсем недавно в адрес администрации Чернышковского муниципального района пришло письмо из Австралии. Местный журналист русского происхождения Алексей Ивачев от имени дочери погибшего под р. п. Чернышковским командира 84?го кавалерийского полка 55?й гвардейской кавалерийской дивизии Павла Кухно Татьяны Павловны сделал запрос и приложил копии нескольких архивных документов. Дочь намеревается летом этого года с сыновьями посетить могилу отца и места, где тот воевал.
О личности командира полка не раз писала районная газета "Спутник". Несколько строк уделено Кухно в книгах по истории района. Известно, что он погиб 1 января 1943 года в боях за Чернышковский, о чем есть запись в карточке местного райвоенкомата. В воспоминаниях одного из ветеранов полка Павел Николаевич дает им - разведчикам - приказ взорвать железнодорожный мост через овраг. Получили они приказ в штабе в ночь с 30 на 31 декабря.
За отличие в боях майор был награжден орденом Красного Знамени, и вот что записано об этом в наградном листе:
"За время боев с 19 ноября по 5 декабря 1942 года (Кухно) проявил себя мужественным и самоотверженным командиром полка. В боях за деревню Петровка, благодаря умелому руководству тов. Кухно, его полк при незначительных потерях овладел последней, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике, захватил большие трофеи (до 20 танков, 30 автомашин и др.). В боях за ст (аницу) Обливская тов. Кухно, будучи ранен в бою, остался на боевом посту и до сих пор продолжает командовать полком. Под личным руководством т. Кухно в р-не ст. Обливская 5.12.42 был взорван виадук (мост), благодаря чему было приостановлено движение бронепоездов и эшелонов противника. Тов. Кухно является образцом для подчиненных, как храбрый и преданный социалистической родине воин Красной Армии".
***
В Сидней, в адрес Татьяны Павловны Гельберт, ушел ответ с фотографиями места захоронения ее отца и приглашением посетить с визитом Чернышковский район. В это же время намеревается приехать и Хейко Тимм, и, как знать, они могут встретиться на тех местах боев, где их родственники когда?то смотрели друг на друга через прицелы своего оружия…