В XIII и XIV веках на берегах Ахтубы, от поселка Селитерного в Астраханской области до нынешнего Волжского в Волгоградском регионе, существовало зеркальное подобие Волгограда, с цепью районов-городов. Но как же изначально звали реку?
Сестра Волги
Ак-Итиль, что в переводе с тюркского значит «Белая Волга», утверждает Андрей Клушин. Потом стали называть просто Сарайская река, то есть протекающая близ города Сарая. Бывший пленник Золотой Орды, освободившийся раб, а позже – известный путешественник Ибн Араб Шах писал, что местные жители часто называли эту реку Синкеля. У тюркских народов название Синкеля (сестрица) довольно распространено для малых рек, соседствующих или вливающихся в большую реку. Значит, в данном случае Ахтубу они звали Сестрой Волги.
– Самое раннее упоминание об Ахтубе существует, как ни странно, на латыни, – продолжает Клушин. – Причем в документе 1358 года, подписанном венецианскими купцами, заключавшими сделку с правителями Золотой Орды, имеется в виду не река Ахтуба, а город Ахтуба – один из процветающих районов Сарай-Бату. Сейчас уже достоверно известно, что древний город в районе нашего Царева городища – это не Сарай-Бату и не Сарай-Берке, а Гюлистан, город роз. А Сарай-Бату, столица Золотой Орды, стоял несколько южнее – в 120 км к северу от Астрахани, на месте нынешнего поселка Селитерного. Но почему я называю Ахтубу то городом, то районом? Дело в том, что Сарай-Бату был необычным городом – своей протяженностью он очень напоминал Волгоград. И был, по сути, цепью городов на берегах Ахтубы, разросшихся и соединившихся со временем. Арабский путешественник Ибн Батута жаловался, что ему не хватило полдня, чтоб проехать Сарай-Бату на верблюде, настолько это длинный город. В документах разного времени Ахтуба имеет статус то отдельного города, то района, ближайшего к ханской ставке, то есть к центру Сарай-Бату.
Охтуба, Актюба
С упадком Золотой Орды и исчезновением процветающих городов на берегах реки надолго исчезает в веках и само ее название. Кочевников-ногайцев, набиравших из реки воду для себя и для своих коней и верблюдов, вовсе не интересовало название речки: лишь бы вода чистая была! И только в конце XVII века путешествовавший в наших краях друг Петра I, бургомистр одного голландского городка Николас Виттсен пишет путевые заметки, в которых упоминает разрушенный древний столичный город и названную в честь него реку. Причем он путается в названиях и приводит сразу три схожих по звучанию слова: Охтуба, Актюба и Ахтуба. И говорит, что развалины древней столицы остались такие грандиозные, что из них можно выстроить новый город.
На русский язык путевые заметки Николаса Виттсена были переведены только в 2010 году. И голландцы любезно передали несколько экземпляров этой книги крупнейшим библиотекам России. Но Андрей Клушин перевел интересующий его абзац со староголландского еще раньше.
Меловые горы на Ахтубе
Интересен также путевой отчет посланника Астраханского воеводы Мальцева, который в 1591 году по поручению своего начальника совершил водный поход вверх по Ахтубе и обратно. Мальцев, который вел ежедневные заметки о том, как прошел каждый день путешествия, что случилось с его людьми, каково состояние воды и провианта, дважды упоминает о том, что прошел Меловые горы. Это – свое-
образная метка в пути, видная издалека. Оказывается, Меловые горы есть не только на Дону, но и на Ахтубе (правда, меньшего размера). И расположены они как раз недалеко от поселения Селитерного. А по?татарски Меловые горы, или Белые холмы, звучат буквально так: Ак Тюба.
Следовательно, определить для археологов, где стоит вести раскопки древнего города Ахтуба, совсем не сложно.
Вслед за Николасом Виттсеном в наших краях побывал еще один путешественник-голландец – Корнелиус де Брюин. Русский перевод его путевых заметок был сделан еще до революции. В своем труде Корнелиус де Брюин, пообщавшийся с местными жителями с помощью переводчиков, уже уверенно называет реку Ахтубой. А следом за ним это топонимическое название упоминают как единственно верное уже и путешественники-географы из Германии и Швеции.
Черная речка
На старинных картах Ахтуба тоже называется по?разному. Итальянские картографы порой называют эту реку Сара. Может, так они перевели сочетание Сарайская река?
Сами тюркские народы, составлявшие население Золотой Орды, звали северную часть Ахтубы, протекающую близ нынешнего Волжского, Кара-Сарай, как и городок на ее берегах. Под названием Кара-Сарай река упоминается на картах итальянского монаха и путешественника Фра Мауро в XV веке.
– Дело в том, что у тюркских народов было принято цветовое обозначение сторон света, – рассказывает Андрей Клушин. – Кара – значит «черный». Можно подумать, что Ахтуба – это Черная речка, но на самом деле Кара в представлении тюркских народов прочно ассоциируется с Севером. Так что это всего лишь северная часть реки и, соответственно, северный городок на ее берегу. Ак – «белый» – у тюркских народов мог означать юг или восток, но никогда север. А Сара – «желтый» – это одновременно цвет царский, императорский, и означает центр, то есть ханскую ставку.
Легенда об Ахтыбе…
Поскольку тюркское население Золотой Орды было очень неоднородно, историкам еще долго придется разбираться в языковых тонкостях местных названий, данных тому или иному месту татаро-монголами, кипчаками, ногайцами, киргизами или казахами. К примеру, казахи рассказывают о появлении реки Ахтубы такую легенду: «Ахтуба, если говорить правильно, должна называться Ахтыба. Шли в хадж люди. И не было у них воды. А вокруг – засушливая степь. Стали они молиться Аллаху, чтобы дал он им воду, не позволил умереть от жажды. И после каждой молитвы старший из них спрашивал: Ах тыба? Что значит: «Потекла ли?». После третьей молитвы верующие услышали журчание ручейка. Так начала течь река Ахтыба».
В 1727 году была издана книга «Всероссийское благополучие». Написал ее Иван Кириллов, «птенец гнезда Петрова», для того чтобы обобщить экономическое положение в разных районах империи. Он тоже, пообщавшись с местными казахами, называет реку Ахтыбой.
…и влюбленной Тубе
Русские легенды о названии Ахтубы, пожалуй, самые романтичные. Мол, жила-была ханская дочка Туба. Полюбила она парня из бедной семьи. Хан был разгневан. Ни о какой свадьбе с любимым и речи быть не могло. Тогда Туба и ее возлюбленный решились бежать. За ними была пущена погоня. И якобы, убегая от преследователей, влюбленные бросились в реку, но не смогли переплыть мелкую Ахтубу. А хан-отец рвал на себе волосы и горестно восклицал: «Ах, Туба!» По другой версии этой же легенды и парня?то никакого не было, просто под ногами ханской дочки, гулявшей на глинистом обрыве над рекой, обвалилась земля. А девушка упала в воду и утонула. Восклицание убитого горем отца было таким же.
Вот как исследование названия одной речки может привести к будущим археологическим открытиям на месте древнего города Ахтуба. Ведь когда?то и Шлиман также нашел Трою, начитавшись Гомера.
Фото vpravda