Спецрепортаж: куда уходит берег

  • Спецрепортаж: куда уходит берег
  • Спецрепортаж: куда уходит берег
  • Спецрепортаж: куда уходит берег
  • Спецрепортаж: куда уходит берег
  • Спецрепортаж: куда уходит берег
Резкий спад воды в Волге после затянувшегося разлива остро обозначил линии разрушения берегов реки, причем они размываются там, где раньше такой проблемы никогда и не было. Поведение Волги от Волгограда до астраханского поселка Черный Яр изучили ученые из Всероссийского НИИ им. Карпинского и специалисты по литодинамике Южного отделения РАН.

Саперная лопатка и геликоптер – главные инструменты геолога.

Почти каждый год группа ученых из нескольких городов проходит сотни километров от Волгограда до  астраханской дельты, чтобы в жару, отбиваясь от мошки и комаров, часто ползком по крутым склонам, кропотливо изучить берег Волги. Корреспондент ИД «Волгоградская правда» Надежда Магнитская вместе с учеными отправилась в очередную экспедицию.

Ее руководитель, заведующий отделом Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института им. Карпинского, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Застрожнов родом из Волгограда. В «нулевых» годах он возглавлял в нашем регионе геологоразведочную экспедицию, откуда его как ведущего специалиста пригласили в Санкт-Петербург. Но почти каждый год Андрей организовывает экспедиции в Волгоградскую область. Предмет его изысканий – геологические отложения правого берега Волги.

– Вот, посмотрите, этим невзрачным палочкам как минимум 300 тысяч лет, а сохраниться они могли только в глине, в так называемых симбирских отложениях, – говорит Андрей, протягивая увесистый вязкий комок с древесиной внутри. – Мы однажды в костре сожгли небольшое полено, удивительный был запах каких-то масел.

Там, где простой человек не заметит ничего особенного, наметанный глаз геолога  выделит интересные находки, и даже научные сенсации. Самые благодарные объекты исследования – обрывистые берега, где видны все периоды «взросления» земли. Саперная лопатка, рулетка и геликоптер – главные инструменты геологов.

 

Рокадная дорога будет крепкой

Моторная лодка подпрыгивает на волне, снижает скорость и утыкается носом в крутой берег. На взгляд простого обывателя его склон уложен слоями: глина, песок, чернозем. Но для ученых это отличная карта геологических отложений. Причем подвижная, поскольку сейчас на побережье Волги активно формируются оползни.

– В северной части Волгограда залегают светлые «шоколадные» глины, – поясняет Застрожнов. – Контакт между глинами и подстилающими породами наклонен под углом 8–15°, поэтому происходят оползни.

 Сейчас в районе строительства рокадной дороги идут масштабные берегоукрепительные работы, но вероятность разрушений там минимальна благодаря укреплениям и естественному рельефу, говорят специалисты.

– Дно Волги в этом районе покрыто неким подобием речной гальки – опокой, – говорит сотрудник лаборатории литодинамики  южного отделения ИО РАН Игорь Подымов. – Если говорить просто, то это глина, которая превратилась в камень. Такие участки мало подвержены изменениям во время разливов, в отличие от песчаных. Поэтому место для рокадной дороги выбрали правильное.

Нужны ли пляжи на правом берегу Волги?

Интересна точка зрения геологов на давние споры волгоградцев о том, рационально ли расположение заводов вдоль берега Волги. Во многих городах у воды расположены жилые кварталы, новый генплан Волгограда также предусматривает постепенное смещение промзон на окраины города и застройку участков на берегу. На первый взгляд, это логично – промышленность будет меньше засорять реку, а у воды можно создать хорошие зоны отдыха. Но не все так однозначно.

По предположениям геологов, промышленные предприятия, расположенные на правом берегу, являются своеобразной охранной зоной. Если бы в оползневой зоне располагались жилые кварталы  многоэтажек, проблем с деформацией зданий вряд ли удалось бы избежать.

Да и нужны ли пляжи в этом месте?

– Участков на правом берегу, где Волга вымывает на поверхность песок, очень мало, – говорит Игорь Подымов. – Нет смысла организовывать здесь пляжи, это слишком затратно и неэффективно при наличии прекрасных песчаных островов левобережья.

Впрочем, пляжи можно организовать там, где в Волгу вымывался песок из пересохших рек Мокрая Мечетка и Царица. Но гораздо проще организовать переправы на левый берег. Если искусственно насыпать песок, Волга все равно унесет его в течение двух-трех лет.

Волга разозлилась

В этом году Волга разозлилась, говорят ученые. Даже в привычных местах купания к воде подойти оказалось не так просто: пляжи долго оставались затопленными, многие участки оказались заболочены. Виной тому те же глины. Большая вода принесла жителям дачных массивов и прибрежных поселков много неприятностей – берег уходил на десятки метров.

– Вот тут у нас три улицы было, – говорит житель хутора Зайчики на острове Сарпинский  Валерий Мазанов. – Было, да сплыло! Сейчас вот дорогу подмывает уже. Придется новую в лесу пробивать.

Несколько дач уже повисли над обрывом, часть смыло в Волгу. Но самая большая опасность в том, что Волга может соединиться с озером Песчаным, на берегу которого расположился целый поселок, лежащий в низине. При воссоединении  Волги с озером остров будет «разрезан» на две части, весь поселок уйдет под воду. И до роковой черты осталось менее ста метров! 

Река нещадно рушит берега и в Светлоярском  районе, где в поселках оползни уносят дома и дороги. Почему Волга ведет себя так агрессивно и можно ли остановить этот процесс?

– Долгое время считалось, что всему виной Кориолисово ускорение, связанное с вращением земли, – говорит научный сотрудник Всероссийского НИИ им. Карпинского Александр Каюков. – Но сейчас эта теория считается сомнительной.  Сила Кориолиса значительно влияет лишь на большие объемы воды: океаны или атмосферные массы. Поэтому причины, по которым у Днепра, Дона, Волги, Оби, Иртыша и Лены правый берег преимущественно выше левого, на данный момент неизвестны.

 Но чтобы доказать ту или иную гипотезу, научному миру нужно немало потрудится над разработками. Пока ученые боятся озвучивать свои «революционные открытия».

– После каждой съемки идет компьютерная обработка материалов. Пока мы не можем предсказать, как поведет себя Волга через сто или десять лет, но я уверен, что мы на пороге новых открытий, причем не совсем приятных. Возможно, уже в ближайшем будущем в каждом регионе будет служба, которая сможет определять, где именно будут наибольшие разрушения берегов, – продолжает Каюков.

Уже в ближайшее время дома и дороги у Волги будут строить только в местах, которые определят  ученые. Потому что река требует к себе более внимательного отношения.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет