Ссузы сузят?

Ссузы сузят?
Директор Волгоградского технологического колледжа, председатель областного совета директоров ссузов, доктор наук Виктор Попов оптимист по натуре. Он верит, что у профессионального образования большое будущее, несмотря на прошедшие и грядущие реформы.

Первый же ответ вселил оптимизм и в корреспондента «ВП».

– Виктор Павлович, в 2012 году все российские ссузы, и волгоградские в том числе, переданы с федерального на региональный уровень. В нашем регионе этот процесс протекал болезненно?

– Да нет, в регионе были к нему готовы. Все правовые, нормативные документы были сделаны достаточно оперативно. Практически сразу пошло финансирование. Единственно, небольшая задержка получилась со стипендиями.

– И ничего не изменилось?

– Почему же, происходит коррекция финансирования, учитывая, что возможности регионального бюджета не так велики, как у федеральной казны. Фонд оплаты труда финансируется полностью. Вопросы есть по затратам на капитальные ремонты и приобретение оборудования.

– А сокращения и слияния, которых все так боялись?

– Мы достаточно плавно прошли реформу и ситуация пока стабильная. Сейчас в Волгоградской области 18 колледжей и техникумов, которые готовят молодежь примерно по 200 профессиям, от дизайнера до кинолога.

Но, как известно, подготовлена и внесена в Госдуму третья редакция закона об образовании. Она почему-то слабо обсуждалась в профессиональной среде, а ведь там прописаны революционные изменения, касающиеся всей системы НПО и СПО.

– То есть?

– В перспективе колледжам отводится место только в составе высших учебных заведений. И тогда у них будет другой статус – первая ступень высшего образования, так называемый прикладной бакалавриат. Ну а колледжи, которые не уйдут под крыло вуза, понизят свой статус до техникумов.

В законопроекте начальное профессиональное образование ликвидируется как самостоятельная ступень. Профессиональные училища хотят включить в структуру техникумов для подготовки высококвалифицированных рабочих.

– Сейчас большое значение придается подготовке высококлассных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Это реально для училищ, колледжей и техникумов сегодня и завтра?

– В принципе, если перед нами поставят такую задачу, мы с ней справимся. Но это очень дорогое удовольствие. Можно за год подготовить сварщика 3 разряда. Это один разговор. А для пятого разряда ему еще нужно годик-полтора практиковаться, иначе он сварит очередной «пляшущий» мост. А для выучки сварщика-аргонщика 6 разряда требуется практически индивидуальное обучение.

Давайте откровенно. Ни один техникум сейчас не приготовит слесаря 5-6 разряда, потому что для этого нет адекватной учебно-материальной базы. И перед училищами никогда не ставилось такой задачи, так как на имеющейся учебной базе да за год нельзя научить ребенка высочайшей квалификации рабочего ремесла. Воспитание таких «штучных» кадров обычно стезя производства.

– Как ведут себя работодатели? Чувствуете ли вы их заинтересованность?

– Хотите знаковую цифру? Волгоградский технологический колледж этим летом уже принял порядка 500 человек на бюджет. А целевиков из них всего-навсего 20 человек. По-моему, достаточно красноречивая характеристика позиции потенциального работодателя и муниципального заказчика.

– Кстати, цифры госзаказа, который вам теперь уже дает регион, изменились?

– В этом году общее количество бюджетных мест ни на йоту не уменьшилось. План приема абитуриентов остался на том же уровне. Но теперь нам приходится настойчиво доказывать в региональном министерстве труда актуальность тех или иных специальностей на внутреннем рынке труда. Например, мы бились за специальности «туризм» и «гостиничный сервис», убеждали, что при сегодняшней рыночной конъюнктуре эти профессии будут востребованы. И нас услышали.

– Сегодня, когда акцент смещается на региональный уровень, прошла ли переоценка оплаты труда педагогов?

– Начала действовать отраслевая система труда, как и для учителей в школах: базовые оклады, стимулирующие надбавки и выплаты. С 1 сентября заработная плата педагогического состава колледжей и техникумов увеличится примерно на 15 процентов, чего нельзя сказать о жаловании обслуживающего персонала и руководителей ссузов.

– Сейчас профтехобразование призывают работать на экономику, на государство. Видимо, и реформы должны быть связаны с этой ключевой задачей. У вас, Виктор Павлович, с вашим богатейшим опытом наверняка есть свои мысли по этому поводу.

– Владимир Владимирович Путин, еще будучи премьером, обратился к губернаторам с письмом, где просил внутри территорий провести мониторинг училищ, техникумов и колледжей. Подумать о судьбе сильных колледжей, готовых влиться в вузы и вести подготовку технического бакалавриата. Определиться, какие колледжи и техникумы оставить на содержании областного бюджета, а какие – передать в ведение акционерных обществ, предприятий. Пусть хотя бы педагоги проходят повышение квалификации на предприятиях, а предприятия включают затраты на это в себестоимость продукции. Или получают на это финансирование государства. По-моему, очень здравое предложение, которое почему-то пока не находит отражение ни в каких законопроектах.

Вот что для современного образования краеугольный камень: понять, кому мы нужны, найти на рынке труда социальных партнеров. А потом уже определять свои образовательные стратегии.