Стал героем труда на войне

Стал героем труда на войне
Успех сражения под Сталинградом зависел не только от героизма советских солдат на передовой.

В огромной степени способствовало ему бесперебойное снабжение фронтов оружием, боеприпасами

и продовольствием. Важно было также организовать беспрепятственную перевозку тяжело раненных бойцов в тыловые госпитали страны. Всем этим под беспрерывными бомбежками занимались сталинградские железнодорожники, одним из которых был Георгий Латунов.

К труду Георгий был приучен с малолетства, когда ему, сыну бедной крестьянской семьи, жившей в Саратовской губернии, вместо школы пришлось батрачить на местных богатеев. А в 1918 году, когда Георгию едва исполнилось 15, он нанялся работать на железную дорогу, освоил профессию станционного телеграфиста. Время было неспокойное, и юному телеграфисту, дежурившему на самых разных станциях Астраханского участка железной дороги, иной раз приходилось брать в руки оружие, чтобы участвовать в схватках с бандитами.

Со временем, достойно зарекомендовав себя, Латунов стал работать дежурным по станции, затем – диспетчером и начальником станции Рязано-Уральской железной дороги. А 22 июня 1941 года он принял под свое руководство важную железнодорожную станцию Верхний Баскунчак Астраханской области. В считанные дни, в связи с резко возросшим количеством перевозок для нужд фронта, по инициативе Латунова там была проведена реконструкция станционных путей. Это позволило в любое время суток отправлять эшелоны со станции так, чтобы они не задерживались на ней более 20 минут.

Вместе с началом Сталинградской битвы станция Верхний Баскунчак стала ключевой для снабжения сражающегося города. Но враг бомбил ее нещадно. Жить в непосредственной близости от станции стало невозможно, и, чтобы сохранить людей, руководство решило переселить ее сотрудников в землянки в степи.

От профессионализма начальника станции в эти дни очень сильно зависело то, как быстро будет восстанавливаться движение через нее после очередных бомбежек. С этой работой Латунов справлялся самым лучшим образом.

Как?то, когда на станцию пришел очередной эшелон с боеприпасами, его задержали на ней ненадолго, до перевода стрелок на путях. Не успели железнодорожники заменить локомотив, как свыше десятка налетевших «юнкерсов» обрушили бомбы на эшелон. Были повреждены паровоз и несколько вагонов, а также сами железнодорожные пути. Снаряды в загоревшихся вагонах начали взрываться.

Латунов, не растерявшись, поднял для спасения поезда всех, кого мог, а сам с группой добровольных помощников начал вручную расцеплять вагоны и выталкивать их на перегон. И было сделано, казалось, невозможное – раскатаны и выведены из огня все уцелевшие еще вагоны.

А едва «юнкерсы», сбросив все бомбы, улетели, те же люди собрали уцелевшие вагоны вместе и подогнали в голову вновь сформированного состава паровоз. В тот же день боеприпасы все?таки были отправлены на передовую, в Сталинград.

Но сама станция, ее подъездные пути были сильно разрушены. Георгий Григорьевич принял решение скрытно и быстрыми темпами построить около нее обходной железнодорожный путь. В результате днем гитлеровские летчики продолжали с упорством бомбить старые пути и станционные строения, тогда как ночью эшелоны двигались по новому маршруту.

В декабре 1942 года Георгий Латунов был переведен на должность начальника железнодорожной станции Палласовка. Там по его инициативе рабочие, отработав на своем участке смену, стали выходить на расчистку железнодорожных путей и на восстановление стрелочных постов.

За особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Латунову Георгию Григорьевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В феврале 1945 года инженер-майор Латунов был назначен начальником отделения Рязано-Уральской железной дороги. С 1948 года он трудился в той же должности на узловой станции Аткарск, что в Саратовской области, и начальником пассажирского отдела Аткарского отделения Приволжской железной дороги. Позднее Георгий Григорьевич был по его просьбе переведен в Сталинград на должность начальника только восстановленного тогда вокзала «Сталинград–I».

В 1961 году по состоянию здоровья он ушел на пенсию.

Скончался Георгий Григорьевич в 1993 году в Волгограде. К этому времени за мирный труд он был награжден еще одним орденом Ленина, орденом «Знак Почета», несколькими медалями, а также знаками СССР «Почетный железнодорожник» и «Отличный движенец».

Фото архив Палласовского районного историко-краеведческого музея