Сталинградская броня

  • Сталинградская броня
  • Сталинградская броня
В советские годы было не принято писать о военном производстве сначала на Сталинградском, а тем более Волгоградском тракторном заводе.

Не так давно мне попалась в руки книга "Первенец советского тракторостроения", вышедшая в свет в 1980 году и посвященная 50?летию предприятия. О танкостроении в ней почти ничего не сказано. Строительство СТЗ и организация выпуска тракторов в Сталинграде были подвигом. Но и создание в нашем городе еще одного центра танкостроения также было подвигом. Только если о первом говорили много и часто, то на другом долгое время стоял гриф "секретно"…

«Дебютный» танк

Первым танком, вышедшим из опытного цеха СТЗ, стал однобашенный легкий Т-26. Напомним нашим читателям, что эта боевая машина создана на основе английского танка «Виккерс Mk. E», или, как еще называли, – «Виккерс шеститонный».

Летом 1931 года были изготовлены первые – двухбашенные – танки Т-26. За время серийного производства было выпущено, по различным оценкам, порядка 11? 200 Т-26 двадцати трех (или даже двадцати пяти) модификаций. Он был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода.

В однобашенном варианте Т-26 был создан в КБ Ленинградского завода № 174 им. К. Е. Ворошилова под руководством Семена Гинзбурга. Во второй половине 1933 года СТЗ смог приступить к выпуску Т-26 и в конце года были выпущены первые пять машин.

Не секрет, что работы по организации серийного производства Т-26 шли медленно и с большими трудностями. Видимо, на это было множество разных причин. Как бы там ни было, к концу 1940 года СТЗ выпустил 183 танка Т-26. Как подчеркивают историки, они «не имели каких?то внешних отличий от танков завода № 174».

Производство Т-26 на СТЗ было завершено в конце 1940 года. За эти годы в конструкцию танка регулярно вносились изменения, что усложняло организацию его выпуска.

Полученный опыт производства Т-26 послужил добрую службу сталинградцам при организации выпуска Т-34 в 1940 году и в особенности производства танков до лета 1942 года.

Легкий танк Т-26 образца 1933 года был основным танком стрелковых дивизий и танковых частей, предназначенных для поддержки пехоты. Он применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне, особенно в ее начальный период. Т-26 участвовал и в Сталинградской битве. Башни его, оставшиеся на СТЗ после прекращения выпуска машин, использовались в качестве огневых точек на оборонительных рубежах Сталинграда.

Работяга «Комсомолец»

В конце 1936 года на машиностроительном заводе № 37 им. Орджоникидзе под руководством главного конструктора Николая Астрова был создан полубронированный гусеничный тягач, который назвали «Комсомолец». Он был предназначен для буксировки противотанковых и полковых орудий на переднем крае, в непосредственной близости от противника.

В конструкции новой машины использовали узлы и агрегаты малого плавающего танка Т-38 и грузового автомобиля ГАЗ–ААА. Корпус тягача из бронелистов 7?10 мм защищал экипаж – водителя и командира-стрелка – от винтовочных пуль и мелких осколков. В лобовом бронелисте кабины (с правой стороны) монтировался на шаровой установке 7,62?мм танковый пулемет ДТ.

Кстати, для повышения живучести командир имел дублированное управление машиной, кроме переключения передач, на случай гибели или ранения механика-водителя.

Выпуск «Комсомольца» начали уже в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах Сталинградского тракторного и Горьковского автомобильного заводов.

«Комсомолец» принимал участие в боях с Японией у озера Хасан в 1938 году, у реки Халкин-Гол в 1939?м, советско-финской войне.

Выпуск тягачей прекратили в июле 1941 года: армии больше требовались легкие танки. Всего было выпущено 7780 машин трех производственных серий, которые имели ряд отличий. Сколько тягачей «Комсомолец» вышло из ворот СТЗ, пока не удалось установить.

Тягачи Т-20 находились в войсках вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Редакция «Сталинградки» благодарит директора музея ВГТЗ Надежду Белоусову за помощь в подготовке публикации.