
Среди множества впечатлений от столицы Беларуси было одно, напрямую связанное с нашим городом-героем и нашей общей историей - Сталинградский дом.
На площадь Победы, где должна была пройти церемония возложения цветов к Вечному огню, участников форума привезли на автобусах. Совершенно случайно наш остановился напротив дома № 31 по проспекту Независимости. Сразу же внимание привлек памятный знак на стене: «При строительстве дома в июне 1952 года в фундамент здания были заложены кирпичи из легендарного Дома Павлова города-героя Волгограда».
Наверное, в Минске уже мало кто помнит и знает историю этого памятного знака. Случайный прохожий, у которого я пытался хоть что?то узнать, только развел руками и произнес: «А-а-а, это Сталинградский дом».
Пришлось искать, уже возвратившись в Волгоград.
Один из первых директоров Минского автомобильного завода Иван Демин писал в воспоминаниях:
«Делегация Сталинграда привезла в Минск кирпич легендарного дома, который много недель обороняла группа бойцов, возглавляемая Героем Советского Союза Павловым. Наш знатный каменщик Булахов этот кирпич, опаленный пламенем Сталинградской битвы, вмуровал как святыню в стену дома, который строился на будущей площади Победы».
Иван Михайлович немного ошибся: сталинградцы в небольшом чемодане привезли два кирпича. Откуда такие сведения? В 1962 году вышел документальный фильм Минской киностудии о жильцах этого дома. Фильм был приурочен к 20?летию начала Сталинградской битвы. Правда, о том, что в этом доме два года жил Ли Харви Освальд, которого позже официально обвинили в убийстве Джона Кеннеди, конечно, не рассказывают. Один кирпич положил знаменитый строитель Денис Григорьевич Булахов, ставший потом Героем Социалистического Труда, а второй – гость из Сталинграда. Жаль, его имя в фильме не называется…
Народный поэт Белоруссии Пимен Панченко даже посвятил стихотворение этому дому и читает его в фильме.
Тогдашний руководитель компартии Белоруссии Николай Патоличев вспоминал:
«Соревнование Минска и Сталинграда стало важным стимулом в решении различных проблем – города соревновались и помогали друг другу… Разве мог не тронуть чье?либо сердце такой факт: в каждый вновь строящийся дом Минска закладывался один кирпич из развалин Сталинграда! Их называли кирпичами от Дома Павлова. Эти слова были священными, потому что все знали: каждый кирпич Дома Павлова полит кровью советских людей многих национальностей, в том числе и белорусов. Закладку кирпичей Дома Павлова минчане делали торжественно, серьезно, обязательно в присутствии сталинградцев, обещая им строить хорошо и быстро…»
В то, что в каждый минский дом положили кирпич из Сталинграда, честно говоря, не совсем верится – объемы и темпы строительства в столице Советской Белоруссии тогда были большими. А строили в Минске действительно хорошо и быстро.
За битву на Волге Рокоссовскому подарили... ковер
А еще в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, в витрине, рассказывающей о Сталинградской битве, красуется... туркменский ковер.
Но ковер этот не совсем обычный – на нем портрет Константина Константиновича Рокоссовского. Это подарок прославленному полководцу от трудящихся Марыйской области Туркменской ССР «в знак его больших заслуг по разгрому Сталинградской группировки противника». На тканом портрете Рокоссовский изображен в звании генерал-полковника – оно было присвоено ему 15 января 1943 года.
Правда, вручили ковер знаменитому военачальнику только во время Курской битвы, когда он был командующим Центральным фронтом. Ковер с портретом почти 40 лет хранился в семье Константина Константиновича, а в 1974 году был передан в дар белорусскому музею.