Страсти по баллам

Страсти по баллам
Как увидеть свое имя в списке поступивших в вуз.Труднее ли пришлось волгоградским абитуриентам образца 2013 года? Проще ли попасть на бюджетное место? Что помогает – льготы, олимпиады или успех на ЕГЭ? На эти вопросы нет однозначных ответов.

Вроде бы внушает оптимизм, что государство не уходит совсем из высшей школы. Объем госзаказа вузам в этом сезоне в целом сохранен. Да еще и демография в пользу абитуриентов, ведь выпускников школ сейчас немного по сравнению с былыми временами.

Очередь абитуриентов за дипломом уже не такая длинная, как раньше. Есть разница: в 2005-м из школ Волгоградской области вышли почти 26 тысяч выпускников, а в 2013-м – только 12,5 тысячи. Эту яркую статистику приводит председатель областного совета ректоров, академик РАН, ректор Волгоградского технического университета Иван Новаков.

Минобрнауки РФ сохранило объем контрольных цифр приема на уровне 2012 года – это 491 тысяча бюджетных мест на всю страну, говорилось на совете ректоров Волгоградской области. Но при этом план приема варьируется по разным специальностям и направлениям подготовки. И это сигнал для абитуриента.

Увеличены контрольные цифры по естественно-научным, медицинским, техническим направлениям, педагогике. Побольше выделяется мест на магистратуру. А вот студентов-заочников в стране явно недосчитаются.

Снижен госзаказ по «суперпрестижным» экономике и управлению. План приема на экономические направления (бюджет) в Волгоградской области тает из года в год: в 2009-м – 1056 мест, в 2010-м – 722 места, в 2012-м – 604 места, в 2013-м – 450 мест. Однако перекосы начинаются, еще когда молодежь не перешагнула порога вузовских приемных комиссий. 65% старшеклассников в этом году выбрали ЕГЭ по обществознанию, необходимый для поступления на модные финансы и право. Инженером или аграрием с копеечной зарплатой никто быть не хочет. Молодых не пугает, что на ряде гуманитарных факультетов набор, как в космонавты.

Да, на технических профилях, где формируют большие группы первокурсников, не наблюдается дикой конкуренции. А вот если молодой человек замахнулся, скажем, на популярные право или экономику, где бюджетные места можно по пальцам пересчитать, тогда не факт, что помогут даже крепкие баллы ЕГЭ. Ведь на дефицитные места претендуют еще и олимпиадники-льготники.

В ВолГУ, например, на судмедэскпертизу выделено 9 бюджетных мест. Из них пять уже отданы льготникам (причем у тех результаты ЕГЭ весьма скромные). Зато за остальные «стулья» сражаются абитуриенты-«высокобалльники». И текущий проходной былл в "первой волне" достаточно высокий – 244.

Такая же картина на юриспруденции. Из 23 бюджетных мест 10 заняли льготники. Чтобы прорваться на оставшиеся, абитуриенту нужно принести не менее 250 баллов.

– Несмотря на то, что выпускников школ в этом году меньше, на ряде гуманитарных специальностей проходные баллы выросли, – комментирует ответственный секретарь приемной комиссии ВолГУ Сергей Корольков, – сложно тем ребятам, кто поступает на экономику, право, госуправление и другие направления ажиотажного спроса. А вот на тех направлениях, где требуются ЕГЭ по физике или математике, не такая напряженная обстановка.

И еще один красноречивый статистический расклад.

1 сентября в Волгоградской области имеют шанс стать студентами 22,6 тысячи молодых людей. Именно столько планируется зачислить на первый курс вузов – но это всех: и очников, и заочников, и бюджетников, и контрактников.

Теперь смотрим, сколько из них смогут учиться бесплатно, за счет государства. В прошлом году таких мест было выделено 7292, в 2013 году – 6887. Естественно, и конкурсы зашкаливают.

Нюанс: бюджетные места Москва раздает региональным вузам не за красивые глаза, а с учетом активности научных школ, защит, публикаций сотрудников вузов и т. д. Мониторинг вузов продолжится, за бюджетные места им в дальнейшем тоже придется бороться.

Министр образования и науки Волгоградской области Александр Коротков на совете поблагодарил ректоров за эффективное проведение приемной кампании и пожелал всем 1 сентября увидеть на Дне знаний первокурсников, которые будут учиться с интересом и максимальной отдачей. Очевидна необходимость усилить профориентационную работу среди выпускников школ и ссузов.