Огромный вклад внесли в их становление волгоградские ученые, конструкторы, специалисты-эксплуатационники. Один из них – наш земляк Александр Михайлов, который, победив страшный недуг, остается в рабочем строю, несмотря на инвалидность I группы.
Почти 15 лет назад у Александра Михайлова, специалиста по эксплуатации ракетных установок, работавшего на заводе «Баррикады», проявились последствия давней травмы, полученной еще в студенчестве – началась гангрена ног. Пять месяцев провел он, находясь между жизнью и смертью, в реанимации областной Ивановской больницы.
Когда гангрена пошла выше пояса, ног не осталось совсем, врачи сказали супруге Михайлова Галине Алексеевне: «Осталось жить ему день-два. Вызывайте родственников…»
– Как раз в этот момент, – рассказывает Александр Николаевич, – у меня было ясное, четкое видение: огненный желтый овал накрыл меня полностью, стало очень хорошо, тепло, ничего у меня не болело… Кто?то из этого овала трижды погладил меня по голове – так же, как мама в детстве гладила когда?то. И после этого гангрена у меня остановилась, никаких рецидивов не было. Хотя, когда меня забрали из реанимации, весил я всего 42 килограмма и голову держать не мог от слабости… Когда меня выписали из госпиталя, я продолжал помогать товарищам-ракетчикам советами. Работал сперва на добровольных началах. Но в 2006 году начали ставить на боевое дежурство стратегические ракеты «Тополь-М» – оружие XXI века, как его называли ракетчики. Приехали к нам в Тейковскую дивизию ребята из волгоградского АО «ЦКБ «Титан». Помогал им, как мог. А потом сказал: «Я хорошо вам помог? Так примите меня на работу!»
Сотрудники "Титана" изумились не на шутку: как это - инвалид I группы, нуждающийся в посторонней помощи, хочет быть принятым на работу! Но Михайлов на своем настаивал. Дошел даже до президента Путина, написал ему письмо. Администрацией президента оно было перенаправлено в Главный штаб ракетных войск России. И пришло письмо с рекомендацией к руководству АО "ЦКБ "Титан" принять на работу Михайлова.
- Я и сейчас работаю, - говорит Александр Николаевич. - Штатный сотрудник. Должность моя называется "ведущий инженер-конструктор АО ЦКБ "Титан" - консультант при ракетной дивизии".
"Пионер" - всем ракетам пример
Волгоградский политех Александр Михайлов окончил в 1977?м, а годом позже был командирован в Капустин Яр, где как раз происходила передача баррикадовской техники войскам.
В то время "Баррикады" делали почти все агрегаты ракетного комплекса "Пионер": и пусковую установку, и передвижную столовую для ракетчиков, и общежитие для них, и машину подготовки пуска, и машину охраны - все, кроме, разве что, подвижного командного пункта полка. Когда американцы стали ставить "першинги" в Европе, волгоградский завод каждый месяц выпускал столько техники, что можно было обеспечить ею целый ракетный полк. Работники трудились по 12 часов, без выходных - как во время Великой Отечественной.
- Комплекс "Пионер", - говорит Александр Михайлов, - был уничтожен Горбачевым. Чем этот комплекс был хорош? Ракетчики не зря его именовали "автомат Калашникова РВСН" - он безотказный, очень прост в эксплуатации и обслуживании. Большую живучесть ему придавала возможность изменять его стартовые позиции. Американские "першинги" не обладали такими качествами, поэтому американское руководство и настаивало на уничтожении РК "Пионер".
Согласно заключенному между СССР и США договору 72 ракеты с каждой стороны уничтожались пусками. У нас эти ракеты отстреливали при Читинской дивизии, пуски их со смотровой площадки контролировали американцы. Когда первый дивизион ракет улетел, они аплодировали. Улетел второй - аплодировали меньше. Когда и третий улетел, даже приуныли. Уныние их объяснялось просто: у нас все 72 ракеты успешно ушли со старта и в цели попали, а у них из тех же 72 запусков "першингов" улетели только 37, а остальные либо взорвались на старте, либо их пуск не состоялся вообще!
"У коровы сломалась нога…"
- Я участвовал в 20 пусках "пионеров", - продолжает Михайлов рассказ. - Ставить полки приходилось практически по всему Советскому Союзу. И вот поставили мы как?то "Пионер" на боевое дежурство возле Ахтырки, в Харьковской области. Надо доложить об этом, а специальной связи не было у нас тогда. Пошли в деревенский узел связи, кабинки же там, как известно, открыты.
Был декабрь, снега на улице - по колено. А мы докладываем по телефону: "Собрали все корзины грибов (так кодово именовалась проверка ракетных систем). Работы выполнены полностью, только у последней коровы передняя левая нога сломалась. Срочно пришлите самолетом!"
Видели бы вы, какими глазами смотрели тогда на нас сельские женщины на узле связи! А как еще по телефону мог я доложить, что у последней пусковой ракетной установки полка левый передний домкрат вышел из строя?!
После трех лет работы в Капустином Яре меня включили в комиссию по учебно-боевым пускам "пионеров" от "Баррикад". По просьбе особистов полигона пришлось мне изменить тогда роспись - она у меня заканчивалась росчерком через фамилию. Ребята из особого отдела пояснили: "Роспись вам придется изменить. Вдруг ракета не взлетит, и вы тогда скажете: "А я здесь свою роспись зачеркнул!"
А в 1988 году в составе РВСН были основаны две новых ракетных дивизии. Одна из них - близ города Тейково Ивановской области. В нее я и был направлен постоянным представителем от завода "Баррикады".
Победивший судьбу
- Американцы почему боятся наших подвижных ракетных комплексов? - рассуждает Михайлов. - Одна ночь - и он 300 километров прошел! Выследить и "накрыть" его невозможно практически. К тому же на вооружении наших ракетных войск стоят теперь ЯРСы - "ядерные ракеты сдерживания". Защититься от них практически невозможно - их полет непредсказуем для противника.
Добавим, во все это вложена толика труда самого Александра Михайлова. А в свободное от основной работы время он, инвалид I группы, выступает перед детьми-инвалидами - делится с ними опытом, как победить свою судьбу, перебороть недуги. Проводит с офицерами дивизии занятия по особенностям эксплуатации ракетного комплекса. При возможности плавает в бассейне, с друзьми посещает баню.
А главное - он по?прежнему приносит пользу Родине как классный специалист по ракетным комплексам. И в ядерном щите России есть сделанные и его рукой заклепки.
Разве возможно победить такой народ?!
Фото Александр Литвинов, архив А. Михайлова