Александр ЛИТВИНОВ наблюдал за событием на нашей легендарной сталинградской земле, а Валерий ЦВЕТКОВ и Александр ФОЛИЕВ были в белорусском городе-герое Бресте, который первым в 41-м году встретил яростную атаку фашистов.
75 лет и один день
Как выглядела нынешняя Центральная набережная Волгограда накануне начала войны? Общего с нынешним обликом было немало – стоял на том же месте памятник Виктору Хользунову, таким же было здание театра. Только фонтана «Искусство» в то время еще не было – он был построен уже после войны.
Вечером 21 июня верхняя терраса Центральной набережной стала еще больше похожа на эпоху довоенного времени. Здесь неподалеку от фонтана стоял настоящий фронтовой автомобиль ЗИС-5, деловито суетились около него парни в формах красноармейцев образца сорок первого года. Духовой оркестр под управлением Владимира Леера исполнял мелодии предвоенных лет, под эти звуки кружились пары на импровизированной танцплощадке. А рядом, на большом экране, демонстрировались виды центра довоенного Сталинграда и кадры популярных тогда в СССР фильмов.
Обстановку последнего мирного вечера 1941 года восстановил для горожан «Волгоградпатриотцентр» при помощи региональной общественной организации «Сталинград – Армия Дон».
Люди различного возраста держали в руках поминальные свечи.
– Я родился в Сталинграде 13 мая 1930 года, – рассказал один из самых пожилых из них, волгоградец Борис Сергеевич Пахомов. – 87-й год мне пошел, а 22 июня 1941 года помню до сих пор. Мы жили тогда на Нижней Ельшанке. Помню, как по радио передавали выступление Юрия Левитана, как взволновались взрослые и все вокруг всколыхнулись.
А волгоградец Валерий Полтавец говорит о себе: «Я не просто дитя войны, я сирота войны»:
– Я родился в 1941 году в Крыму, в Бахчисарае. Отец мой без вести пропал на фронте. А наша мать перенесла тяготы военного времени, прячась в катакомбах Аджимушкая.
Выпускные накануне войны
В школах Советского Союза 21 июня 1941 года проводились выпускные вечера. Их атмосферу повторили в этот же день спустя 75 лет.
– Ваша юность проходит в непростое время, – зачитал ведущий обращенную к выпускникам сорок первого года передовицу «Правды» 75?летней давности.
А потом мирную тишину взорвал гром разрывов и вой сирены воздушной тревоги. Три четверти века назад так и начиналась Великая Отечественная война.
Под звуки песни Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?» колонна со свечами в руках вышла к Вечному огню.
Так создавалась традиция
И тысячи людей поднялись ночью на главную высоту России – Мамаев курган. Военнослужащие, сотрудники полиции и других силовых ведомств региона, простые волгоградцы – собрались с поминальными свечами у озера Слез.
Стена Зала воинской славы стала огромным импровизированным экраном, на котором демонстрировалась кинохроника военных лет . После минуты молчания почетные гости– ветераны Великой Отечественной войны – прошли для возложения цветов. Вместе с ними был губернатор региона, Герой России Андрей Бочаров.
***
...И потом всю ночь на вершину главной высоты России поднимались бесконечным потоком люди со свечами. Чтобы знали, чтобы помнили...
Брест помнит
От Бреста до Москвы, если напрямую, – 1000 километров. От Москвы до Берлина – 1600. Если сложить, 2600 получится. На современном пассажирском самолете такое расстояние можно пролететь примерно за четыре часа. Но если преодолевать его короткими перебежками либо ползком, по-пластунски, это время растянется на 1418 дней. Акция «Свеча памяти» с особым чувством скорби и благодарной памяти к тем, кто ценой собственной жизни ковал Победу в Великой Отечественной войне, прошла в крепости-герое Бресте.
...Из гостиницы мы выехали на такси в два часа ночи. Подъезды к крепости оказались перекрыты белорусскими гаишниками, так что последние пару километров проделали пешком. Мы оказались в потоке людей, идущих в крепость из города с разных сторон.
Как потом оказалось, главная площадь мемориала была практически полностью заполнена. Очень много было молодежи, немало и тех, кто пришел семьями. Делегации из других городов и стран выделялись своими флагами, а многочисленные участники «Поезда памяти. Санкт-Петербург – Минск – Брест» еще и алыми накидками.
Конечно, особое отношение в этот день было к ветеранам. Среди них был и Петр Котельников – один из выживших защитников Брестской крепости. В 1941 году ему было всего 13 лет. Юный музыкант военного оркестра сражался бок о бок с боевыми командирами. После войны он еще 30 лет служил в армии. Брестская крепость для него и сейчас священное место.
Вдоль аллеи, ведущей от главного входа мемориала к площади Церемониалов, горели 1418 памятных свечей – на каждый день войны. Ведь каждый из этих дней уносил жизни, ломал судьбы миллионов людей, в огне боев сгорали деревни, разрушались города…
1418 свечей памяти
Их зажгли в Бресте 22 июня 2016 года ровно в 4 часа утра
На нескольких установленных экранах демонстрировалась старая кинохроника – и еще последнего мирного дня июня 1941-го, и кадры, которые запечатлели подготовку немецких полчищ к нападению на СССР. Из темноты ночи, лишь только тронутой предрассветными часами, звучали довоенные песни и мелодии.
Они наверняка так же звучали 75 лет назад и вечером 21 июня. Здесь, в Брестской крепости и самом городе, люди строили свои планы на воскресный выходной. Но в 4 часа 15 минут мирная жизнь закончилась с разрывами первых снарядов и бомб, обрушившихся на Брест. И если в это раннее утро 22 июня 1941-го в других приграничных советских городах их гарнизоны поднимались по сигналу тревоги, то в Бресте военнослужащих подняла сама война. Для многих солдат и офицеров Красной Армии эта первая минута войны оказалась и последней в жизни…
Стояли насмерть
Для первого артиллерийского удара по Брестской крепости на участке 45-й пехотной дивизии была развернута вся дивизионная артиллерия с девятью батареями легкой и тремя батареями тяжелой артиллерии. Кроме того, 4-й химический полк особого назначения (тяжелые реактивные минометы). Для обстрела крепости предназначались две сверхмощные 600-мм самоходные артиллерийские установки «Карл». Они стреляли бетонобойными снарядами весом 2200 кг на 4,5 км и фугасными (1700 кг) – на 6,7 км.
К исходу 21 июня немцы сосредоточили на границе с СССР мощные ударные группировки. Для наступления в районе Бреста был развернут XII армейский корпус генерал-лейтенанта В. Шрота. Непосредственно штурмовать Брестскую крепость предстояло 45?й пехотной дивизии (около 17 тыс. человек).
Командир 28-го стрелкового корпуса генерал-майор В. С. Попов в донесении командующему 4-й армией генерал-майору А. А. Коробкову от 8.07.1941 г. докладывал:
«В 4.15 22/VI 1941 г. противник с укороченных дистанций неожиданно открыл сосредоточенный беглый артиллерийский огонь (не менее 4-5 артполков) по районам – крепость, Северный городок и Южный городок… В первый же период артиллерийского обстрела были разрушены мосты, выводившие из крепости (через рукав р. Мухавец). Сооружения и склады крепости, военные городки, а также район вокзала Бреста сразу же охватило огнем, причем пожар быстро распространялся вследствие продолжавшейся интенсивной бомбардировки. Всякая связь была сразу нарушена. В этих условиях части Брестского гарнизона стали подниматься по тревоге, неся большие потери в личном составе и материальной части.
Планомерный сбор и развертывание частей корпуса, предусмотренные красным пакетом, были сорваны… Гарнизон крепости был артиллерийским огнем и пожаром расчленен на отдельные группы людей, одна часть которых искала укрытия от обстрела, другая – сквозь пламя пожаров и беспрерывные взрывы снарядов стремилась к выходам из крепости. В результате удалось вывести разрозненные подразделения 333-го и 125-го сп, а также отдельные группы 44-го, 455-го и 84-го сп. В итоге часть гарнизона крепости понесла потери убитыми, ранеными и без вести пропавшими; склады и большинство матчасти гарнизона крепости были уничтожены. Подавляющая часть семей начсостава осталась в городе Бресте и в крепости. В общей сложности из находившихся в крепости частей: 5 батальонов 6-й сд и 2 батальона 42-й сд со спецподразделениями было выведено предположительно до 50 %…»
Немецкое командование ставило своим частям задачу захватить Брест за несколько часов. Но защитники Брестской крепости напрочь опрокинули эти планы.
Дольше всего красноармейцы защищали восточный форт крепости – самый крупный очаг обороны на Кобринском укреплении. В ходе боев сюда отошли бойцы и командиры разных подразделений, а также женщины с детьми. Оборону возглавил майор Петр Михайлович Гаврилов. Личный состав был разбит на роты, назначены командиры. За каждой из рот закрепили участок обороны и сектор обстрела. 30 июня фашисты захватили форт. Лишь небольшая часть защитников смогла укрыться в его казематах. 12 июля эта группа решила прорваться из крепости, но была разгромлена.
23 июля, на 32-й день войны, майор Петр Михайлович Гаврилов принял последний бой в капонире внешнего вала Кобринского укрепления. Тяжелораненым попал в плен. В 1945 г. был освобожден из него. В 1957 г. за оборону крепости он удостоен звания Героя Советского Союза.
По свидетельству очевидцев, после этого в крепости еще продолжали сопротивление несколько бойцов Красной Армии – вплоть до августа. Крепость не сдалась. Она просто истекла кровью…
Священная память
В 4 часа 15 минут над площадью Церемониалов раздались удары метронома. Погасли прожектора. Тысячи собравшихся на площади разом смолкли. Так начался митинг-реквием, посвященный 75-летию начала войны и Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (так этот скорбный день называют в Беларуси).
В митинге приняли участие руководители Брестской области и Бреста, представители дипломатического корпуса и многих общественных организаций, ветераны. Среди приехавших в Брест представителей России были командующий Воздушно-десантными войсками РФ Герой России генерал Владимир Шаманов, глава города-героя Волгограда Андрей Косолапов.
По сложившейся традиции, в начале митинга белорусские пограничники зажгли от Вечного огня у мемориала факел – им через несколько минут будут зажжены свечи на венках, которые пограничники опустят в воду реки Буг около Треспольских ворот, где героически сражалась и погибла девятая погранзастава. А в небо над крепостью тем временем взлетели сотни белых воздушных шаров – в память о погибших защитниках крепости.
Портреты 276 из них, чьи имена установлены до сегодняшнего дня (всего на территории крепости найдены останки чуть более тысячи ее защитников), в скорбном марше пронесли мимо Вечного огня Славы, их установят там, где были найдены захоронения красноармейцев и членов их семей.
Театрализованная часть митинга-реквиема получилась не просто торжественной, она наполнила атмосферу действа неподдельной скорбью по всем сгинувшим в горниле войны и благодарной памятью нынешних поколений всем тем, кто добыл Великую Победу. Многие собравшиеся не скрывали слез, слушая музыкально-поэтическую композицию.
– Слова «Брест» и «крепость» навсегда стали символом мощной преграды на пути врага, который так и не дошел до Москвы за 6 недель, как планировал, - сказал председатель Брестского городского исполнительного комитета Александр Рогачук. - Нам никогда не забыть подвиг народа.
Бой 75 лет спустя
Торжества, посвященные 75-летию начала Великой Отечественной войны, продолжились в половине шестого утра на Кобринском укреплении – здесь началась военно-историческая реконструкция «22 июня. Брестская крепость».
Сначала реконструкторы представили зрителям последние часы мирной жизни в Бресте – вечером 21 июня. Но вот в небе появился самолет Ан-2, «изображавший» полеты немецкой авиации над советской территорией. И вдруг прогремели три мощных взрыва, небо заволок черный дым, да так, что многотысячная толпа зрителей охнула чуть ли не в один голос. Началась массированная стрельба…
Реконструкция по сути проходила там, где 75 лет назад сражались до последнего защитники Кобринского укрепления.
- От авианалетов пострадало большое количество арсеналов. Поэтому весь личный состав гарнизона, выходя из окружения, воевал голыми руками. Остатками древесины, досок, камнями, в лучшем случае лопатками, – рассказал участник реконструкции Сергей Ростовцев. - Мы постарались максимально точно передать атмосферу тех боев.
В театрализованном действии, которое продолжалось почти полтора часа, приняли участие 560 реконструкторов из 52 клубов Беларуси, России (ее представляли 26 регионов), Латвии, Литвы, Эстонии, Израиля, Болгарии, Испании, Франции, Польши и США. Было задействовано несколько образцов военной боевой техники 30-40-х годов – бронеавтомобиль БА-10, танкетка Т-27, 45-мм противотанковая пушка, грузовые и легковые автомобили.
Брест – Волгоград
Кто оборонял Брест?
К 22 июня в крепости дислоцировались восемь стрелковых батальонов, по одному разведывательному и артиллерийскому полку, два артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего около девяти тысяч человек и 300 семей военнослужащих. Среди защитников крепости были и уроженцы Сталинградской области – об этом мы расскажем в одном из ближайших выпусков «Сталинградки».