– В настоящее время в год на 1000 женщин фертильного возраста приходится 27,8 аборта, – говорит Светлана Копань. – Если соотносить эту цифру с родами, то, по официальным данным, на одни роды приходится 0,6 случая прерывания беременности. Но в реальности, скорее всего, это соотношение немного больше, потому что в статистику не входят медицинские аборты, которые делают частные клиники.
– Страшное соотношение – половину рожают, половину убивают…
– На сегодняшний день это уже достижение, потому что 20 лет назад, когда стартовала программа планирования семьи, на одни роды приходилось два аборта. Сейчас Волгоградская область занимает среднее место по количеству абортов по России, в ЮФО – одно из ведущих, потому что кавказские республики традиционно делают абортов меньше.
– По вашему опыту общения с женщинами, приходящими на предабортное консультирование, насколько это обдуманный шаг? Или это импульсивное решение?
– В некоторых европейских странах закон об абортах предусматривает временной промежуток. В Бельгии 5 дней, Италии 6 дней, во Франции – 7. Это срок вынужденного ожидания, в это время с женщиной должны поработать психологи, медицинские работники, чтобы это не было поспешным решением. Мы подхватили это начинание и теперь на уровне федерального законодательства прописано, что нельзя сделать аборт в день обращения женщины в медицинское учреждение. Если раньше столичные клиники пестрели объявлениями-зазывалками, что делают аборт в день обращения, то сегодня это невозможно по закону. Во время отсрочки с женщиной беседуют психологи и медицинский персонал, чтобы отговорить от аборта. Наша задача – объяснить ей нюансы процедуры и последствия ее решения. Сегодня по приказу Минздрава РФ в штат женских консультаций введена ставка медицинского психолога или психотерапевта. Наш регион был пионером в этой работе. В Волгограде на 4 года раньше была введена такая ставка в женских консультациях.
– Расскажите о том, как проходит такое консультирование в вашем центре.
– В нашем центре несколько лет работает система предабортного консультирования. Ее участники – врач акушер-гинеколог, медицинский психолог, врач УЗИ, которые говорят с беременной женщиной, не желающей рожать, сначала о методах убийства плода, а затем о последствиях аборта. Многие женщины, которые приходят на аборт, говорят: «Мне нужно его убрать». Они не представляют масштабы своих действий, что это опасная, жуткая процедура. Наша задача рассказать им об том. Уже на этом этапе многие женщины отказываются от своего решения и сохраняют беременность.
– Такое консультирование – обязательная процедура?
– Конечно, потому что перед тем, как предложить ту или иную процедуру пациенту, врач обязан описать характер вмешательства и рассказать о возможных последствиях. Мы стараемся максимально персонифицировать будущего ребенка, чтобы женщина не думала, что внутри нее что-то эфемерное. Это вполне конкретная жизнь, маленький эмбриончик, у которого бьется сердечко, у него есть ручки, ножки, пальчики. Мы говорим ей, что это мальчик или девочка. И когда женщина представляет своего ребенка, убить его сложнее. Еще один нюанс разговора с женщиной, решившей прервать беременность, – УЗИ с пристрастием, когда разворачивается монитор и она видит изображение своего малыша. После этого с ним расстаться сложнее. Мы даем в руки женщины макет семинедельного эмбриона, чтобы она почувствовала, что это уже весомая жизнь. Кроме этого, есть различные буклеты, фильмы на эту тему «Письмо нерожденного ребенка», «Безмолвный крик»...
– Сколько же по времени длится такой разговор?
– Он требует много времени, причем в каждой конкретной ситуации длительность разговора варьируется. Хочу заметить, что на общение с женщиной акушеру-гинекологу выделяется 12 минут, это очень мало. И мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы увеличить время консультации.
После того как женщина увидит своего малыша, услышит стук его сердечка, начинается последний, самый сложный этап разговора – совместный поиск возможности сохранения конкретной беременности. Пытаемся, чтобы у женщины произошла переоценка ценностей. Она говорит: «У меня проблема и мне от нее нужно избавиться». Но она не понимает, что серьезные проблемы начинаются у нее после того, как она избавилась от ребенка. Бесплодие, невынашиваемость, психологические проблемы. Наша задача проанализировать все социальные, материальные, физиологические факторы, которые мешают ей сохранить беременность. Чаще всего женщина говорит, что недоучилась, нет жилья, нет денег, отец ребенка не поддержал. Ей кажется, что ребенок причина всех ее бед – финансовых, жилищных, отношений с мужчиной. Но она должна понять, что сейчас можно найти в себе силы сохранить беременность, чтобы потом не жалеть об этом роковом шаге. Доучиться можно всегда, и ребенок этому не помеха. Квартира и деньги не упадут с неба, можно прождать эти блага полжизни. И даже когда бросает мужчина, она не остается одна, у нее есть ребенок.
DNG