Валерий ЦВЕТКОВ, побывавший в Белоруссии, написал очерк об уникальном монастыре, который является достоянием русского мира.
"Чуден Днепр при тихой погоде…" Эта гоголевская строчка сама собой вспомнилась, когда я из окна гостиницы "Турист" в удивительно ясный день конца ноября увидел на противоположном высоком берегу Могилев и саму реку. Именно здесь, в сотне метров от отеля, она делала крутую петлю, образуя своей поймой как бы маленький полуостров. Справа от окна виднелись часть стены и купол церкви, почти скрытые оголенными деревьями. Минут через 40 я уже входил в монастырские ворота...
Из века в век
История этого объекта начиналась с церкви святителя Николая – первое упоминание о ней относится к 1522 году. Храм, как свидетельствуют летописи, несколько раз перестраивался, пока не был уничтожен пожаром.
В апреле 1636 года Киевский митрополит святитель Петр (Могила) получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков».
В 1637 году, при Могилевском епископе Сильвестре (Коссове), прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни.
Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а через три года он был освящен с приделами во имя пророка Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского.
Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем был преобразован в мужской, который в 1754 году закрылся. Никольский храм стал приходским, хотя при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня.
В 1793 году при архиепископе Могилевском святителе Георгии рядом с Никольским собором началось возведение зимнего отапливаемого храма, который был освящен в 1798?м и впоследствии посвящен преподобному Онуфрию Великому.
Убийства под крестом
В первой половине XIX века настоятель Никольского собора протоиерей Евфимий (Бекаревич) произвел в нем капитальный ремонт, что помогло храму в прямом смысле слова выстоять в долгие годы лихолетий.
Сам Евфимий после смерти был погребен в храме. Но могила его была разграблена и разорена в XX веке. Сохранилась лишь металлическая плита с надгробия. И это типично для советского периода истории.
В 1934 году монастырь закрыли (в 1937?м была ликвидирована и Могилевская епархия), а с 1946-го здесь «прописалась» книжная база. В 1954?1955 годы стены и своды храма, украшенные росписями, были бездумно перетерты цементным раствором. В конце 70?х реставраторами частично были вскрыты росписи XVII века на своде купола и в алтарной части.
С 1956?го разными организациями так велись «реставрационные работы», что в итоге к началу 90?х Никольский собор – бесценный памятник храмового зодчества Беларуси, внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко, представлял собой плачевное зрелище.
А еще в эти годы стала известной "кровавая" история этих мест. Лказалось, что во время сталинских репрессий Свято-Никольский стал пересыльной тюрьмой, как и храмы Соловецкого, Валаамского и многих других православных монастырей.
Выяснилось это, когда в 1992 году во время земляных работ по укреплению фундамента были обнаружены многочисленные останки людей. На скудные церковные средства был сооружен склеп, где прах неизвестных похоронили по христианскому обряду, а позднее возвели часовню.
Спустя три года в монастырь приехал житель деревни Сухари Мартин Федорович Малиновский. Он-то и рассказал владыке архиепископу про пересыльную тюрьму, устроенную в храме.
Сам Малиновский, деревенский парень, по собственному желанию пошедший служить в Красную Армию, был репрессирован лишь потому, что карательным органам недоставало осужденных для «выполнения плана». Хотя сам молодой солдат тогда даже не вполне понимал, что такое антисоветская пропаганда, в которой его обвинили.
Собор не отапливался, и зимой многие заключенные замерзали во сне. Мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыком и закапывали здесь же, в соборе…
Когда вскрыли грунт в алтарной части, где в то время еще не успели постелить новый пол, то нашли фрагменты человеческих скелетов. А прямо под тем местом, где находится жертвенник, – останки женщины с маленьким ребенком на руках. Были они мертвы, когда их засыпали землей, или же мать не захотела оставить свое мертвое дитя – узнать уже невозможно…
Теперь сестры Никольского монастыря регулярно совершают в часовне панихиды, молясь об упокоении душ осужденных и безвинно замученных людей.
Возрождение храма
Начало новейшей истории Свято-Никольского женского монастыря было положено 6 июля 1989 года, когда по благословению блаженной памяти святейшего патриарха Пимена и постановлению Св. Синода Русской православной церкви Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим ею стал Высокопреосвященный Максим, архиепископ Тульский и Бепевский.
Через год православной церкви был передан комплекс зданий бывшего Никольского женского монастыря. За считанные месяцы был восстановлен зимний храм и в марте 1991 года освящен архиерейским чином во имя преподобного Онуфрия Великого. А 18 октября того же года Св. Синод Белорусской православной церкви официально постановил благословить открытие Свято-Никольского женского монастыря и назначил его настоятельницей монахиню Евгению (Волощук) с возведением ее в сан игуменьи.
К середине 90?х годов Свято-Никольский монастырь приобрел современный благоустроенный вид. В 1995 году после первичной реставрации был освящен Никольский собор, в котором теперь службы совершаются круглый год (некогда летний храм стал отапливаться). Через год сестры начали обживать новый двухэтажный корпус.
В 1992 году в Свято-Никольском монастыре появилась особенная святыня – чтимый образ Богоматери Борколабовской (список с чудотворной иконы XVII века, находящейся в Свято-Троицком храме города Быхова).
Икона была встречена сестрами обители с радостью и умилением и поставлена в Свято-Онуфриевском храме с правой стороны за клиросом. Чудотворная икона Богоматери источает благодать, исцеляя больных, утешая печальных, с верою к ней прибегающих.
Как портрет стал иконой
Есть в обители и необычная икона, которой, пожалуй, больше нигде не встретишь в православных храмах. Раньше она была портретом императора Николая II. С ним связана своя удивительная история.
Могилевский художник Константин Прашкович написал его в 90?е для одного из местных бизнесменов. В то время имелись в основном черно-белые снимки, и неизвестно было даже, какого цвета мундир у императора. Детали одежды и атрибутику Прашкович изучал по картинам русских живописцев и репродукциям в журнале «Огонек». А интерьер придумывал сам. Заказчик остался доволен, но вскоре… попал в тюрьму, о портрете забыли.
Через несколько лет в здание бывшего банка «вселился» Могилевский филиал Белорусского коммерческого университета. По традиции помещение решили освятить, вместо иконы предложив батюшке отслужить молебен… перед портретом царя.
Поставили его в центре зала, и началась служба, в которой впервые образу императора поклонялись как святому, ведь 14 августа 2000 года на Архиерейском соборе в Москве состоялась канонизация царя Николая II и его семьи в лике страстотерпцев.
Владыка Максим, узнав об этой находке, очень ею заинтересовался. После ходатайства епархии портрет передали монастырю. Теперь он размещен в том месте храма, где молился император.
А за окладом иконы хранится золотая пятирублевая дореволюционная монета – ее передали монастырю потомки жителя Могилева Семена Халипова. Он рассказывал, что получил ее из рук царя на одном из богослужений…
***
…Древний и одновременно новый Свято-Никольский женский монастырь, несмотря на перипетии времени, зримо восстал из пепла, как сказочная птица Феникс. И сегодня он превращается в настоящий духовный центр Могилевщины.