Сын за отца

  • Сын за отца
  • Сын за отца
Судьбу не выбирают, считает пятнадцатилетний волгоградец Никита СИНЕЛЬНИКОВ. Его отец – инвалид, который не встает с коляски. Вдвоем они ютятся в комнатке старой «общаги». Живут более чем скромно. Но достойно принимают те трудности, что выпали на их долю. Возможно, именно благодаря сыну отец находит силы бороться со страшным диагнозом. О молодом парне, который так не похож на своих сверстников, рассказывает корреспондент «ВП» Надежда МАГНИТСКАЯ.

«Папу не брошу!»

Свой день десятиклассник Никита Синельников с зарядки начать не может. Ее просто негде делать в маленькой комнате в десять квадратных метров, на которых он живет вместе с отцом-инвалидом.

Да и свободного пространства нет. Маленький диван, на котором они спят вдвоем, компьютерный столик, книжный шкаф, инвалидная коляска –просто диву даешься, как это все помещается. Завтрак –только бутерброды, «чтобы не заморачиваться», как говорит Никита. Кухня в их общежитии имеет, мягко говоря, вид неприглядный, поэтому завтрак всегда располагается на компьютерном столе. Потом – школа. А после уроков надо еще приготовить обед – себе и папе.

– Я не жалуюсь, – говорит Никита. – Я эту судьбу не выбирал, это она меня выбрала. Иногда мама приходит, убирает здесь, готовит. Но чаще мы сами. А отца бросить не могу, кто будет за ним ухаживать?

У отца Никиты редкое неизлечимое заболевание. В течение долгих тридцати лет он, как говорят, таял на глазах. Отказывали ноги. Сейчас – в инвалидной коляске.

И всегда рядом – сын. Он и сиделка, и нянька, и помощник, и друг. Тот, кто никогда не бросит, не подведет и не предаст. Но откуда этот хрупкий мальчишка, совсем еще ребенок, берет силы?!

Двое

Семья Никиты живет врозь: бабушка с тетей, мама – на съемной квартире, а он – с отцом. Это было решение самого сына.

– Отец у меня классный, – говорит Никита. – Перед трудностями не пасует. Улыбается и всегда что-то дельное посоветует. В любой ситуации.

Его отец признается: всю жизнь плыл по течению.

– Думал, что образование – не главное, главным считал семью, – признается Петр. – А потом вот как вышло... Образования не получил. А был бы сейчас каким-нибудь профессором, вряд ли бы в общежитии жил...

Для своего Никиты отец, конечно, хочет другой судьбы. А потому не устает повторять – учись, сын! Хотя получить полноценные знания Никите гораздо сложнее, чем его одноклассникам.

Дома он не сразу садится за уроки. Сначала надо отдраить санузел, навести порядок в общей душевой, искупать отца. И лишь потом можно открыть учебник.

Долгая дорога к дому

Зимой прогулка с отцом превращается в целое испытание: нужно добраться до лифта, спуститься с тяжелым мужчиной по скользким ступеням, усадить его обратно в коляску и, преодолевая наледи и сугробы, пройтись по заснеженной улице. Но свежий воздух для Петра жизненно важен, поэтому Никита старается гулять с отцом как можно чаще, невзирая на погоду.

И не слушая возражения Петра. А ведь путь домой, наверх, еще сложнее. И важно найти добрые слова, чтобы отец не злился на свою слабость и не уговаривал Никиту в следующий раз остаться дома.

Никита-мастер

А еще у этого мальчишки – золотые руки. Когда-то в детстве мама читала маленькому Никите сказку про оленя-серебряное копытце, который добывал сокровища для добрых людей. Образ часто потом всплывал в его воображении, он видел сказочного зверя во сне. А теперь решил сделать наяву – с помощью лобзика и тонкой фанеры.

– Мне очень нравится работать лобзиком, – говорит Никита. – Хочу освоить поделки из кости. Есть еще такой вид ремесла – нэцкэ, это искусство народов Севера, было бы здорово, если б я этому научился. А еще материалом может служить камень. Помните сказку про Данилу-мастера? Это все забыто уже, сейчас другие ценности, а мне так хочется все это познать! Жаль, в Волгограде нет достойных мастеров, или я их просто не знаю…

Но он верит, что олень-серебряное копытце непременно принесет удачу и осуществит мечты.

С открытым сердцем

Никита пока не решил, кем будет в жизни, какую профессию выберет. Сейчас главное – школа, уроки. Одно знает точно – он должен работать, чтобы содержать семью. Но и здесь сердце берет верх.

– Знаете, – говорит, слово стесняясь, парень, – я бы очень хотел стать волонтером и ухаживать за инвалидами...

И тут же признается честно: ему несимпатичны люди, которые все время чего-то требуют.

– Они думают: раз они так пострадали, теперь все им обязаны? Но это не так! Я хотел бы видеть таких, как мой отец. Таких, кто никогда лишнего не попросит.

А еще он мечтает работать с паралимпийцами. Говорит – вот это действительно люди сильной воли!

– Они не просто недуг преодолели, они доказали всем, что можно побеждать, и не только себя, но и других! – восторгается Никита. – Я мечтаю попасть волонтером на Паралимпиаду...

Он верит, что наши спортсмены все равно добьются признания и будут допущены до следующих Игр.

– Никита особенный, – говорит отец о сыне. – Человек, на которого можно положиться всегда и во всем.

А еще папа по секрету рассказал – у Никиты есть верный друг. Точнее, подруга. Девочка, которую в обиду он никому не даст.

– Росли вместе тут, у нас в общежитии, потом она переехала, но дружить все равно не перестали, – улыбается Петр. – Она ему помогает!

Общая жизнь

Мир, в котором живет Никита, требует особого характера и дисциплины, выдержки и терпения. Крохотная комнатка. Общие коридор, санузел и кухня. Ни намека на комфорт. Лифт, давно требующий ремонта. Вечно текущие краны, покрытые ржавчиной. Многие живут здесь всю жизнь. Кому повезло – покупают жилье или получают помощь от государства. Петр этой помощи может не дождаться. Его болезнь не включили в список «особенных», и он стоит в общей очереди на квартиру – тысяча сто пятнадцатый.

Но его пятнадцатилетний сын сказал отцу: «Папа, не переживай. Подрасту – заработаю сам».

– Папа учит меня, чему может, – говорит Никита. – Он сам преуспел во многих компьютерных программах. Пытается работать по Интернету, но его все время обманывают. Как я понял, сейчас у многих людей с совестью и честностью большие проблемы…

Произнося это, Никита становится взрослым, понимающим, как устроен мир...

– Я только на себя рассчитываю, – подытожил парень.

Ему всего 15. Читал ли он «Пятнадцатилетнего капитана», на которого похож? Такой же смелый, открытый. А еще – не по-детски мудрый. И совсем не очерствевший душой...

Пятнадцатилетний капитан

Самые сокровенные мечты Никиты – путешествия в дальние страны. Признается, что готов служить на любом корабле в любом качестве, только бы посмотреть мир.

– Но папу не на кого оставить, – вздыхает он понимающе. – Нет, я лучше буду дома, так мне спокойнее за папу.

Все его путешествия – круг в сторону Волго-Донского канала, который недалеко от дома, и мучительная дорога к лифту общежития.

На прощание он широко улыбается. И в эту минуту становится похожим на пятнадцатилетнего капитана Жюля Верна. Покорившего стихию и судьбу вопреки всему.

DNG