Боевая машина
Этот танк входил в танковую колонну «Челябинских колхозников», построенную на Кировском заводе города Челябинска в декабре 1942 года.
Сбор средств для постройки военной техники начался в стране уже осенью первого года войны. За все время Великой Отечественной с врагом бились «именные» самолеты и танки, другая военная техника. Деньги перечисляли как трудовые коллективы, так и отдельные граждане. Даже самые юные жители страны включились в эту работу. На борту военной техники были написаны имена трудовых коллективов, героев Отечества, был самолет «Александр Пушкин», танковая колонна «Революционная Монголия», подаренная народом Монголии, и многое другое.
Для постройки танковой колонны «Челябинских колхозников» сбор средств вели работники всех колхозов и совхозов Челябинской области, к ним присоединились трудящиеся других отраслей. В итоге была собрана значительная сумма, которая позволила выпустить большое количество боевых машин.
На информационных стендах, размещенных у памятника, можно узнать о боевом пути легендарной танковой колонны: 31 декабря 1942 года «Челябинских колхозников» погрузили на железнодорожные платформы и отправили в Сталинград. Танки были переданы на укомплектование 121-й танковой бригады под командованием полковника М. В. Невжинского.
5 января 55 боевых машин Т-34 прибыли на станцию Иловля Сталинградской области. На митинге представитель челябинцев дал наказ танкистам – использовать всю мощь боевой техники для быстрейшего разгрома врага.
Судьба героев
Танк, который гордо возвышается сейчас на постаменте в городе-герое, одним из первых 26 января 1943 года пришел к месту соединения войск 21-й и 62-й армий Донского фронта на северо-западных склонах Мамаева кургана. Боевой путь экипажа продолжился в Курской битве на Белгородском направлении. В первый же день танкисты уничтожили значительное количество техники противника.
Историки отмечают: экипаж танка № 18 подбил шесть танков и восемь самоходок противника. Однако на долю защитников Родины выпало всего несколько дней суровой битвы. В районе села Вознесеновка на Белгородщине танк был подбит. 12 июля 1943 года погибли командир танка старший лейтенант Николай Михайлович Канунников, сержанты Никита Ефимович Колмогоров и Константин Петрович Семеновых. Они похоронены в братской могиле в села Вознесеновка. Выжил только механик-водитель Николай Ермилович Макурин.
– Долгое время считалось, что экипаж полностью погиб, но позже выяснилось, что один из членов экипажа выжил, он затем бывал в Волгограде, приходил к этому памятнику, возлагал цветы. У танка героическая судьба, он прошел две самые страшные битвы Великой Отечественной войны, – рассказал Алексей Дементьев, директор музея-панорамы «Сталинградская битва».
Сохранить память
В рамках международной акции «Своих не бросаем» фонда социальных проектов «Наследие» проведена реконструкция танка Т-34 «Челябинский колхозник» – объекта культурного наследия федерального значения.
Первые реставрационные работы были выполнены в 1944 году, когда танк прибыл в наш город с войны. Позже был подготовлен монумент, в 1971 году проведены первые капитальные работы и вот такая масштабная реконструкция – уже в наше время.
– Была найдена закладная записка от реставраторов, написанная в 70-х, с посланием своим коллегам, тем, кто будет реставрировать памятник в будущем, – рассказал Алексей Дементьев. – Символично получилось: «Челябинский колхозник» был построен на народные деньги, и вот сейчас на пожертвования меценатов, неравнодушных людей был восстановлен этот федеральный объект.
– Посмотрите, в каком он состоянии, – отметил Виктор Василевский, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества. – Это событие показывает преемственность поколений, душу людей нашей страны.
Организаторами реставрационного проекта выступили музей-заповедник «Сталинградская битва», Фонд социальных проектов «Наследие», Волгоградское региональное отделение Российского военно-исторического общества и комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
– Есть старая поговорка: «Пока мы о героях помним – они будут живы», – подчеркнул Виктор Василевский.
В ходе реконструкции был отремонтирован и сам постамент, его обложили гранитными плитами, благоустроена территория вокруг памятника. Сегодня к постаменту легендарной боевой машины легли красные гвоздики в память о тех, кто подарил нам мир.
– Это самая серьезная реставрация, которая прошла со времени выпуска машины с завода. Никто так серьезно и тщательно не занимался танком, – отметил Алексей Дементьев. – Все антикоррозионные работы проведены, выполнена покраска. Сейчас это объект, посвященный защитникам Сталинграда, за состояние которого мы можем не переживать еще долгие годы.
Сегодня у легендарного памятника много молодежи, среди них участники поискового движения. Вадим Пожидаев состоит в юнармейском поисковом отряде «Застава». Парень уже четыре года занимается поисками бойцов.
– Как-то в седьмом классе увидел ребят в форме на празднике, и мне захотелось быть частью этого, мне интересна и дорога история страны, – рассказывает Вадим. – Я командир поискового отряда «Надежда», участник юнармейского движения. Мы часто бываем на раскопках, выезжаем в поля. Несмотря на то что прошло столько лет после войны, мы продолжаем находить бойцов, иногда даже с медальонами. Есть такие медальоны и в нашем школьном музее боевой славы. Бываем мы на слетах вместе с другими поисковыми отрядами не только в нашем регионе, но и других городах. Считаю очень важным сохранение памяти о героях – ведь Сталинградская битва переломила ход войны.
Поделиться в соцсетях:
нет
Добавить комментарий